Как создать модель компетенций должности за 12 шагов
Почему лидерство побеждает управление

За что не любят грамотных руководителей


Руководитель – профессия сложная. Мало того, что она мультидисциплинарная, ведь в нее входят элементы и инженерии, и психологии, и педагогики, и многих других областей, так она еще связана с постоянным психологическим давлением и со стороны подчиненных, и со стороны вышестоящих.

И одно из явных проявлений такого давления – обиды сотрудников. И не только сотрудников.

Мы все люди. И почти все реагируем на те эмоции, которые проявляют в отношении нас окружающие. Нам неприятно, когда о нас говорят плохо. И еще неприятнее, когда обвинения и неконкретны, и несправедливы. А чаще всего под град таких обвинений попадают именно руководители. Те, кому по роду деятельности положено принимать решения и нести за них ответственность. И многие руководители сдаются. Начинают идти на поводу у сотрудников. Стараются быть хорошими для всех. Правда, по опыту могу сказать, что это не срабатывает. А попытки выстроить такую универсальную стратегию поведения отнимают огромное количество энергии и никак не защищают от перегорания и выгорания. Скорее, наоборот, ему способствуют.

И единственный способ, который я нашел для себя – это воспринимать собственные действия в управлении как абсолютную необходимость. Правда, для этого нужно управлять не «как бог на душу положит», а использовать стандартные управленческие инструменты и процедуры. Тогда любви сотрудников, конечно, не прибавится. Но руководителю нужна не любовь. Ему нужно уважение. И построено оно должно быть не на страхе, а на признании подчиненными прагматичности и целесообразности его участия в рабочем процессе. Но даже когда признают, однажды все равно проклинают руководителя за правильное, но болезненное для кого-то решение.

Так за что же сотрудники не любят грамотных руководителей?

Подчиненные

За прагматичную оценку деятельности.

Грамотный руководитель оценивает результат и правильность действий, совершенных сотрудников для его получения. И не обращает внимания на оправдания вроде «у меня не хватило времени» или «я очень много делал, но все равно не успел». И тем более, он не будет принимать во внимания что-нибудь типа «я очень устал, пока выполнял задание, поэтому сделал некачественно».

За трезвый контроль использования ресурсов.

Руководитель – это не только человек, наделенный полномочиями по принятию решений. Это еще и представитель организации, который от ее имени выдает задания, обеспечивает сотрудников ресурсами и контролирует исполнение. Поэтому грамотный руководитель использует ресурсы компании, исходя из ее интересов, а не интересов каждого конкретного сотрудника. И конечно же, это не может не вызвать недовольства у подчиненных. Ведь мелкое воровство, типа забрать служебную машину на выходные, использовать корпоративное такси, списать ужин на представительские расходы или даже просто утащить домой пару пачек бумаги, мало кто вообще считает воровством. И когда ресурсы контролируются и их нельзя потратить на себя любимых, а нужно использовать только для достижения целей организации, то это вызывает серьезное недовольство.

За отсутствие «жалости».

Грамотным руководителем трудно манипулировать, вызывая в нем жалость.

Конечно, он может дать слабину и как-нибудь отпустить пораньше сотрудника, который наплел с три короба про больных родственников. Или продлить сроки выполнения задания сотруднику, который пожаловался, что не успевает из-за семейных неприятностей.

Однако, в большей части случаев, особенно если сотрудник уже попался на манипуляциях, послаблений ему не будет. И конечно же, и этот сотрудник, и многие его коллеги объявят своего начальника сатрапом.

За объективную оценку сотрудников.

«Хороший человек», «старается», «добрый», «заводной» и все остальные понятия, которыми характеризуют люди друг друга в бытовом общении, стремясь передать свое отношение, для грамотного руководителя, не существуют в то время, когда он выполняет свои обязанности. Для него существуют понятия «сделал ошибку в рабочем процессе», «не выполнил необходимые операции», «не обратил внимания на детали, важные для выполнения задачи», «оскорбил коллегу». Или такие как «выполнил задание с высоким качеством», «стабильно соблюдает трудовую дисциплину», «предложил две идеи, получившие одобрение». И поэтому те, кто считается «хорошими людьми» у грамотного руководителя не получают ни одобрения, ни продвижения, если не выполняют работу в срок и качественно и не прикладывают усилий для улучшения своей деятельности и работы коллег. И конечно же, сочувствующие «хорошим людям», «старательным», «добрым» и тому подобным мечут громы и молнии в сторону руководителя.

За четко поставленные задачи.

Вы, конечно, можете сказать, что за такое не обижаются. Что если задача поставлена четко и понятно, то это, наоборот, большое облегчение для сотрудника. И вы будете правы. Но только в том случае, если сотрудник действительно хочет выполнить задание. Если же его задача – отмазаться всеми возможными способами, то такой способ постановки задач руководителем становится для него проклятьем. Ведь свалить вину за невыполнение уже не на кого. Поэтому остается только костерить своего начальника.

Вышестоящее начальство

Достается грамотным руководителям и от собственного начальства. Если, конечно, это начальство не получило правильного опыта и обучения. И у них тоже есть причины недолюбливать грамотных руководителей.

За ответственное отношение к ресурсам.

Попытки навесить на подразделение грамотного руководителя лишнюю работу по принципу «кто везет, на того и грузят», обычно терпят фиаско. Ведь они наталкиваются на четкий расчет трудовых ресурсов, нужных для выполнения задач. Конечно же, любви ему это не добавляет.

За ответственное отношение к своим людям.

Грамотный руководитель не дает вышестоящему начальству раздавать прямые указания своим сотрудникам и требует соблюдения субординации. Также, он сделает все, чтобы не начальство устраивало выговоры его людям. Особенно, необоснованные.

И конечно же, этим он вызывает недовольство у вышестоящих любителей дать задачу, спонтанно подойдя к сотруднику или от дурного настроения отчитать кого-нибудь по пути из столовой к кабинету.

За отстаивание интересов сотрудников.

Начальство – тоже люди. И у них тоже есть свои «хорошие» или «раздолбаи» в коллективе. И нередко именно те ярлыки, которые они повесили на исполнителей, отражаются на вознаграждениях или депремировании. Как и на распределении задач, кстати. Но грамотный руководитель не дает делать своих людей жертвами ярлыков. Он парирует ярлыки объективной оценкой деятельности. И иногда нарывается за это на гнев начальства.

Все ли плохо?

Дочитав до этого момента, можно подумать, что быть грамотным руководителем плохо. Ведь зачем прикладывать усилия, если тебя будут недолюбливать, а иногда и ненавидеть за совершенно правильные действия и продуманные решения.

Но есть и другая сторона этой медали. Неграмотных руководителей тоже не любят. Но их и не уважают. И не ценят. Так что, лучше все-таки, овладеть управлением. Ведь если уж пошел в профессию, то нужно быть готовым к профессиональным рискам. И делать все возможное для того, чтобы их снизить.

 

Подписывайтесь на канал на Youtube

Больше публикаций на Фейсбук. Подписывайтесь по ссылке.

Владимир ЗИМА

 

Владимир Зима
Владимир Зима
Действующий топ-менеджер, преподаватель