Почему лидерство побеждает управление
За что не любят грамотных руководителей
07.01.2020
5 способов угробить свою карьеру
03.01.2022
Показать все

Почему лидерство побеждает управление

Начну издалека. Но поверьте, так надо. И сразу предупрежу, что если вы плохо учились в школе, то статья вряд ли будет вам интересна. Кроме того, статья достаточно длинная. Так что, дочитать её смогут далеко не все.

Были дикие времена, когда от любой болезни людей лечили шаманы, колдуны и знахари. Разжигали костры, пели песни, молились, стучали в бубен. Иногда лечение даже помогало. То эффект плацебо сработает, то знахарь травку правильную найдёт. Ну, а если не помогло, то болезнь объявляли божьей волей и устраивали мистические похороны.

И даже в наше более-менее просвещенное время, колдуны и знахари продолжают пользоваться популярностью среди не слишком образованной части населения. Но правит бал, всё-таки, официальная медицина, базирующаяся на научном подходе. Конечно, если не принимать во внимание остатки шаманизма в виде гомеопатии и некоторых других сомнительных практик.

Там же, где есть научный подход, для проведения исследований, и тем более для практики разрабатываются и применяются стандартные процедуры, а осуществление их регулируется большим количеством норм и правил. Особенно, если объектом воздействия является человек. И тем более, когда речь идёт о его жизни и здоровье.

Как работает современный врач?

Есть процедура осмотра пациента, ни один элемент которой не должен быть упущен. Есть процедура постановки диагноза с помощью чётких критериев. Процедура назначения лечения. И так далее. И для каждой процедуры есть чёткие протоколы, описывающие и шаги, и детали, на которые нужно обратить внимание.

И если что-то пошло не так, то сначала проверяют были ли выполнены правила. И насколько профессионально действовал врач в рамках выполнения своих обязанностей.

Из-за строгой регламентации, со стороны работа врача может показаться очень простой. Но мы прекрасно знаем, что это не так. И недаром врачей учат дольше, чем представителей других специальностей. Для выполнения вроде бы простых действий они должны получить солидную базу общих и специальных знаний. И регулярно проходить повышение квалификации.

Для руководителей подобных общепризнанных регламентов нет. Но это не значит, что нет необходимости в их разработке и применении. И не значит, что их нет совсем.

Работа над становлением научно-практического менеджмента ведётся с начала двадцатого века. Если сравнивать развитие менеджмента с развитием медицины, то в качестве Гиппократа здесь выступил Фредерик Тейлор, заложив основы нормирования, системности, гигиены труда. Кстати, профсоюзы его активно травили за то, что он лишил их «профессиональных секретов», позволявших манипулировать работодателями. Авиценной вполне можно считать Анри Файоля, обратившего внимание на необходимость администрирования деятельности. Над упорядочиванием рабочих процессов работали Гастев, Дёминг, и многие другие. Над теориями мотивации, применимыми в управлении трудилась целая плеяда исследователей, в числе которых были Герцберг, Маслоу, Врум, Макклелланд, Герчиков. В Советском Союзе работали целые институты научной организации труда, занимавшиеся разработкой оптимальных процессов и процедур. В том числе и процедур управления.

Так что, база накоплена. И немалая. И на её основе вполне могут быть сформированы стандарты управленческой деятельности, установлены процедуры и выработаны нормы и правила.

Более того, они разрабатываются. И применяются. Но пока ещё в частном порядке. И до общего применения дойдут нескоро.

Но так же, как когда-то врачей затмевали и подвергали гонениям мистики, прагматиков от менеджмента забивают в информационном пространстве различные «гуру» — шаманы от управления. Так же, как их языческие предшественники, они проводят ритуалы, вызывающие яркие эмоции и чувство преклонения перед «служителями божества». Так же обещают поделиться сокровенным знанием с избранными. И кстати, так же делят свои секреты на «сокровенные» для общего потребления, и «очень сокровенные» — для тех, кто богаче и влиятельнее. И так же нападают на тех, кто пытается призывать к реализму и научному подходу.

Маги управления и бизнеса есть на любой вкус и кошелёк: от вчерашних школьников, «обучающих» секретам бизнеса самых наивных, до серьёзных профессоров солидных бизнес-школ мирового уровня. Объединят их одно: отсутствие проработанной и доказанной методологии. Отсутствие понимания процедур управления. И соответственно отсутствие умения делать то, чему они обучают. Нет задокументированного способа получить повторяемый результат.

Одно из понятий, которое они пропагандируют – лидерство. У этой концепции нет единой формулы, нет набора методов и процедур. Другое – бирюзовые организации. Там тоже не существует единого масштабируемого метода, позволяющего со стопроцентной вероятностью создать «компанию мечты». Список недоказуемых и неизмеримых концепций, выдаваемых за метод, можно продолжать и продолжать.

Так что, для привлечения внимания, «гуру» выставляют напоказ тех немногих, кому что-то удалось сделать за счёт личной энергии и целеустремлённости. И приписывают их успехи себе.

Интересно, что, как и среди экстрасенсов — шаманов и магов современности, среди проповедников лидерства, зажигания глаз, харизмы, бирюзы, и тому подобного, есть те, кто свято верит в действенность этих концепций. Как правило, они даже не пытаются изучать альтернативы. Впрочем, как и любые сектанты. А есть те, кто вполне прагматично использует «магические» методы для обогащения за счёт доверчивых и наивных людей, которые даже не знают о том, что есть другой подход. И вполне естественно, что «гуру» заинтересованы в том, чтобы основная масса потребителей их продукта не узнала, что знания можно почерпнуть в учебниках и лекциях профессионалов. Так же, как и маги были не в восторге от появления настоящей медицины, которая отодвинула их в разряд фриков с хрустальными шарами.

А другой подход есть.

Управленец – такая же прагматичная профессия, как врач, геолог, конструктор или сварщик. На основе исследований уже выведены основные процедуры анализа задач и руководства подчинёнными (их я достаточно подробно описал в книге «Инструменты руководителя»), построения взаимодействия людей и рабочих групп (об этом учебник ещё не написал, но напишу), процедуры управления руководителями, процедуры выделения управляющих функций и создания системного баланса в организации.

Как и любая другая профессиональная деятельность, управление держится на важнейшем принципе: выполнение предписаных процедур должно приходить к единообразному предсказуемому результату. Поэтому предсказуемость работы руководителя, прошедшего обучение, освоившего и использующего базовые инструменты управления, должна быть неменьшей, чем у обученного сварщика, прошедшего соответствующую аттестацию, или дипломированного врача. Как и в любой профессии, у кого-то получится лучше, у кого-то хуже. Но получится у всех, кто допущен до профессиональной деятельности. А причинение какого-либо вреда будет рассматриваться как служебное нарушение, приведшее к форс-мажору.

И конечно же, управление в такой парадигме перестаёт быть наполненным «секретами» и мистикой. Более того, оно становится контролируемым. Проверить можно и наличие знаний, и факт выполнения обязательных процедур, и качество, с которым они выполняются.

И главное – управлению можно научить. Так же, как можно научить инженерному делу, музыке, медицине, юриспруденции. Можно дать базовые знания и умения.

Да, не каждый, прошедший обучение, станет хорошим руководителем. Точно так же, как не каждый выпускник медицинского будет хорошим врачом. Но он будет владеть базой. И будет осведомлён об этике управления.

Но вместе с этим повысится потребность в качестве преподавания. Ведь преподаватель уже не сможет предаваться пространным рассуждениям о том, каким должен быть руководитель, и вместо обучения рассказывать про личные качества. Не сможет заменить практику эмоциональной игрой. Он должен будет сказать обучающимся о том, что те должны делать. И о том, как делать. Причём, в нюансах. Дать практический алгоритм, который приведёт к предсказуемому результату. И гарантировать, что прошедшие экзамен готовы к профессиональной деятельности.

А для этого он должен сам знать не только теорию, но и практику управления. Должен знать нюансы. Иметь опыт прохождения через различные управленческие ситуации. Иначе будет выглядеть как учитель математики, не умеющий решить квадратное уравнение или возвести два во вторую степень.

И такое обучение нельзя будет подменить ни играми, ни курсом псевдопсихологии или тренингом ораторского мастерства, ни курсом грязных манипуляций, ни даже курсом описания бизнес-процессов.

Тогда можно будет отставить в сторону парадигму «неизмеримости» управленческого обучения в практике, которую тщательно охраняют как представители «шаманского» сословия, так и многие руководители T&D. Ведь квалификацию можно будет измерить столь же объективно, как и у врачей, конструкторов, бухгалтеров, сварщиков, и т.п.

Но такой подход может подорвать огромный бизнес по обучению «лидерству» и прочим мистическим сущностям, и отодвинуть многих «гуру» от корпоративного обучения и перевести их в разряд религиозных проповедников (коими они, по сути, и являются). А также, лишить многих директоров по персоналу их любимых неизмеримых игрушек, и при этом придать им обязанность по наполнению штата профессиональными руководителями.

Поэтому вместо управления до сих пор учат лидерству и прочей магии. И будут учить до тех пор, пока предприниматели не осознают беспомощность магии перед наукой. И не придут к необходимости построения системного управления. Но это случится ещё не скоро.

P.S.

В скором времени я планирую опубликовать в открытом доступе методические материалы по структуре управленческой деятельности, на основе которых те, кто захочет перейти от магических методов к практическим, смогут выстроить программы подготовки руководителей. Так что, следите за публикациями.

Подписывайтесь в Фейсбуке

Владимир Зима

Владимир Зима
Владимир Зима
Действующий топ-менеджер, преподаватель

Комментарии: