5 способов угробить свою карьеру
Почему лидерство побеждает управление
23.12.2021
Показать все

5 способов угробить свою карьеру

Кто-то ноет, что карьеру сделать невозможно. Что везде свои да наши. Что «только родственников назначают». И много чего еще рассказывает, чтобы оправдать свои не слишком блестящие успехи. Кто-то говорит о том, как его не любит начальство. И конечно же, именно поэтому он все еще работает на низовой позиции. Кто-то кивает на то, что в его городе вообще нет компаний, в которых можно чего-то добиться. А за зарплату, которую он получает, работать нельзя, а можно только немножечко вредить.

И слушая всех этих людей понимаешь, что на самом деле они даже не пытались. Ведь ныть им легче, чем чего-то добиваться.

Но есть и вполне объективные способы затормозить или даже вообще прекратить свое движение по карьерной лестнице. Вот о них и поговорим. И может быть кто-то из тех, кто привык честно работать, найдет свою ошибку и продолжит карьерный рост.

Стать незаменимым

Быть крутым специалистом – это здорово. Даже очень. Но нужно понимать, что высокая квалификация может стать как двигателем карьеры, так и ее тормозом.

— Михал Михалыч, давайте меня назначим начальником отдела. Должность же уже почти месяц пустует.

— Нет. Тебя нельзя назначать. На тебе же всё направление держится. Кто работать-то будет?

— Ну, давайте я кого-нибудь из молодых подготовлю.

— С ума сошел? Там же молодому год втыкаться в процесс. Лучше мы тебе нормального шефа подберем. Ты же самый крутой спец.

Диалог этот произошел однажды при мне. И выдуманное в нем только имя начальника. А специалист, который претендовал на руководящую позицию, стал начальником только через два года. И только по той причине, что пригрозил своим уходом.

Оставаться специалистом на руководящей должности

— Давайте на департамент Иван Иваныча поставим?

— Нет, Иваныча нельзя.

— Почему нельзя? Он мужик грамотный. Все процессы знает отлично.

— Ты прав. Но посмотри, чем он занят. К нему как ни зайдешь, он сам за своих всё доделывает. И народ у него расслабленно себя чувствует. Там половину отдела надо разгонять, а ты его на департамент предлагаешь. Так что, на своем месте он тянет, а департамент развалит к черту со своим подходом.

А Иваныч даже не узнал, что в этот день решалась его карьера. Он продолжал работать за своих подчиненных, которых ему всегда было жалко загрузить исправлением ошибок и доведением до конца своих заданий.

Брать в подчинение тех, кто «не подсидит»

— Она сама спец хороший. Но если ее из отдела убрать, то все рухнет.

— И как это получилось?

— А она всех, кто мог с ней потягаться вытурила. Боялась, что подсидят.

— И что, там ни одного стоящего специалиста нет?

— Есть. Она.

— Ок. Придется нанимать агентство и искать человека.

Есть так называемый закон убывающей компетентности. Некоторые руководители очень боятся «подсиживания». Боятся до такой степени, что съедают любого грамотного специалиста в своем подчинении. А брать стараются тех, кто точно не сможет претендовать на руководящую позицию. Негибких. Не очень умных. Не любящих учиться.

С ними комфортно. И вроде бы безопасно. Конечно, если собираешься всю жизнь просидеть на месте начальника отдела. Хотя, всю жизнь всё равно не получится. Ведь руководство иногда меняется. И на более высокой должности может оказаться тот, кого не устраивают подчиненные, занимающиеся только защитой своего кресла.

А брать стоит тех, кто способен стать помощником и заместителем. И готовить себе преемника задолго до того, как он реально понадобится. Во-первых, это будет мотивировать поддерживать собственный профессиональный и управленческий уровень. А во-вторых, когда в самой организации ищут руководителя на более высокую позицию, то ищут именно руководителя, а не спеца, который затмевает своих подчиненных.

Сплотить коллектив вокруг себя

Казалось бы, что плохого в сплоченной команде?

Конечно же, ничего плохого. Кроме тех случаев, когда руководитель настолько привязал подчиненных к себе, что те не могут работать ни с кем другим.

Чаще всего так поступают авторитарные руководители, которые подавляют своих сотрудников. Но при это вмешиваются в любой конфликт, улаживая его и выставляя свою роль в качестве ведущей.

— А может рассмотрим Парфенова? Ему уже давно пора на повышение.

— Да ты что? В его отделе ни один вопрос без его участия не решается. Они там к нему, как к воспитателю в детском саду бегут с любым недоразумением.

— А что же плохого?

— А то, что, когда он в отпуск уходит, они своего же, поставленного на замещение, ни во что не ставят. Им папу подавай. Так что, если его переведем, то некоторые могут просто уйти. Проблем не оберемся.

Причем, на самом деле, папа-то из разряда тех родителей, которые мечтают о том, чтобы дети никогда не выросли. Ну, то есть, чтобы сотрудники не стали самостоятельными и не могли без руководителя ступить и шагу.

Не расширять знания

— Там нужны другие компетенции. Да, технику он знает отлично. Но ведь в экономике ничего не понимает.

— Может отправить его на курсы?

— Да, какие курсы? Он же много раз заявлял, что его ничего не интересует, кроме его чертежей и гаек. Только деньги зря потратим.

Чем выше должность, тем больше должен быть набор знаний, и самое главное, понимания организационных процессов. И часто хороших специалистов не повышают именно из-за опасений, что на более высокой должности они не будут учитывать интересы смежных подразделений. А начальника отдела, который понимает системное и стратегическое управление найти вообще очень сложно.

Не учиться управлению

Быть хорошим специалистом – это хорошо. И на самом деле, далеко не все хотят руководить. Но все хотят достойно зарабатывать. А это, к сожалению, в условиях отсутствия горизонтальных карьерных систем, возможно только в том случае, если движешься вверх по управленческой лестнице.

Практически все вышеперечисленные случаи произошли из-за того, что специалисты не захотели превращаться в грамотных руководителей. И стали настолько незаменимы или настолько слабы, что надолго застряли на своем уровне.

Так что, если вы узнали себя, то стоит задуматься о том, чтобы что-то изменить. И начать учиться управлению и расширять профессиональный горизонт.

Подписывайтесь в Фейсбуке

Владимир Зима

 

Владимир Зима
Владимир Зима
Действующий топ-менеджер, преподаватель

Комментарии: