Тёмная личность руководителя
12.07.2018
Семь корпоративных маразмов, которые мы воспринимаем как норму
13.08.2018
Показать все

О сказках и реальности


Почти у каждого человека есть мечта. Мечта о том, чтобы жить лучше. О том, чтобы испытать яркие эмоции. Мечта об идеальных отношениях. Об идеальной работе. Об идеальной жизни.

И почти каждый хочет верить в то, что есть какое-то секретное место, где все эти мечты исполнены. Наверное, поэтому так много легенд об идеальных мирах. Это и Беловодье, и Эльдорадо, и Шамбала, и другие чудесные места.

Сказки Советского Союза

В Союзе люди очень любили сказки про Запад и Японию. И почти каждый уважающий себя интеллигент обязательно рассказывал друзьям, что в какой-нибудь другой стране есть чудеса, нам недоступные. Были сказки и о том, как японская компания приезжала на дом к советскому дипломату в Москве, чтобы починить ему телевизор. И о том, как рабочие получают огромные премии за каждое предложение. И о том, как пара инженеров управляет огромным заводом. И о том, как на пособие по безработице люди покупают себе дома. И о том, что все живут в огромных загородных домах (включая безработных), а в город приезжают только на работу.

В общем, все, чего мы хотели здесь, включая самые фантастические штуки, типа «телевизора, который сворачивается в рулон» (это в восьмидесятые-то), мы придумывали как будто уже существующими ТАМ.

А потом границы открылись. И любая информация о реальном положении вещей стала доступна. Некоторые мифы стыдливо забылись. А некоторые продолжили существовать. Хотя для их опровержения достаточно нажать несколько кнопок и немножко подумать.

Чудесная Европа, райские Штаты

Так что, для жителей бывшего СССР местами исполненных желаний стали Штаты и Европа. И обнаруживая любую проблему у себя, мы сразу же предполагаем, что вот там-то таких проблем точно нет. Совершенно не задумываясь о том, что там тоже живут люди. А раз люди, то и проблемы они создают сами себе вполне человеческие. То есть, такие же, как у нас. Но заметить это – значит предать свою мечту о бесконечном счастье, которое где-то обязательно есть. И мы старательно избегаем реальности, обращая внимание только на красоты. Так устроено наше внимание. Мы видим только то, что хотим видеть. То, что не нарушает наши мечты. Мы не замечаем грязи и грубости там, где хотим видеть только чистоту и вежливость. И, с другой стороны, зачастую умудряемся не видеть позитива у себя. Ведь это нарушит контраст между реальность и далекой мечтой.

Путешествуя по Европе, я в который раз пытаюсь понять, как же мы умудрились придумать такую сказку. Пытаюсь увидеть технологичный и социальный мир, на который нам предлагают ориентироваться. И никак его не нахожу. Ведь почти все или так же, как у нас, или немного хуже. И живут тут люди, а не какие-то небесные существа. Обычные люди. С обычными проблемами.

Конечно, нужно признать, что комплекс неполноценности, который в нас воспитывали десятилетиями, дает свои позитивные плоды. Мы так боялись отстать от мира, что во многом его обогнали. Наши дороги уже не хуже европейских, а в столице – лучше, чем в европейских столицах. Наш уровень использования технологий в быту выше, чем во многих странах и Европы и Азии. У нас вообще хорошо. И кажется мне, что нужно думать не о том, как догнать, а о том, как развиваться дальше. Не гонку устраивать в надежде когда-нибудь догнать, а строить собственные планы. И достигать собственных целей. И заниматься не соревнованием, а строительством собственной реальности. А сравнивать себя только с самими собой вчерашними. Ведь иначе мы притащим к себе и чужие проблемы, как это случилось, например, в сфере образования и работы со стартапами.

Магические компании

Сказки придуманы не только про страны. Есть еще таинственные компании, о которых мечтает большая часть работников и предпринимателей. Компании, в которых все настолько хорошо, что и представить себе трудно. Компании, в которых сотрудников оберегают, как нежные цветки. Где развивают таланты и платят им просто за сам факт их существования. Где каждый рабочий день приносит только позитивные эмоции. Компании, о которых их руководители и владельцы пишут мотивирующие книги. И в которые каждый мечтал бы попасть.

Гуляя по офисам некоторых таких компаний я, конечно, видел множество штучек, которые демонстрируются в рекламных буклетах. И пуфики, на которых проводятся собрания с персоналом. И теннисные столы в холлах. И полки с разнообразными новомодными продуктами, типа безлактозного молока и безглютенового хлеба. Но почему-то не видел я тех счастливых лиц, которые размещают в тех же буклетах на обложках.

А для того, чтобы понять, почему на диванах и за теннисными столами редко кого встретишь, нужно всего лишь задуматься о том, что там делается бизнес. То есть, зарабатываются деньги и сокращаются затраты. И что условия в таких компаниях отнюдь не сказочные. Что присутствуют там все болезни, которые есть у любого бизнеса – и самодурство начальников, и слабое взаимодействие в проектах, и личные обиды, влияющие на результаты. И что там царит железная дисциплина – зачастую сотрудник, не доделавший свой дневной объем работы может следующим утром в «чудесный офис» просто не приходить. Разве что за вещами.

Но ведь и предпринимателям, и работникам так хочется верить. Верить в то, что идеал уже существует. И нужно просто оказаться в нужное время в нужном месте.

А еще, они зачитываются книгами о том, как хорошо у других и иногда пытаются сделать такое же «хорошо» у себя. Только очень редко ориентируются на суть, а не на форму. В результате, у них в компаниях с объявленной «плоской структурой» решения вообще не принимаются, на красивых мягких пуфиках сидят бездельники и бизнес рушится в первый же год. Ну, то есть, как только заканчиваются деньги инвесторов.

И опять потребление мифов заканчивается комплексом неполноценности. Сотрудники, отчаявшись попасть в идеальную компанию, тихо ненавидят свою. А предприниматели, вооруженные советами раскрученных гуру, ломаются от того, что люди не ведут себя так, как написано в книгах – не хотят безоглядно верить в идею, требуют денег за свой труд, и могут спокойно работать спустя рукава.

Мифы, мифы, мифы

У всех мифов, не важно, об идеальных ли странах, компаниях или семьях, есть одна важная общая черта: если их внимательно проанализировать, то оказывается, что в них нет логики. Либо технология, о которой рассказывают, как об уже существующей, еще не изобретена. Либо общество, которое описывается в мифе, требует идеальных людей. Либо модель, описываемая в мифе, противоречит законам природы. Либо просто отсутствуют причинно-следственные связи.

Но для того, чтобы это выяснить, нужно задуматься. Над тем, что нет каких-то идеальных мест или идеального общества, куда нужно просто попасть. Уехать. Устроиться. Над тем, что для достижения идеала нужно потратить огромное количество собственных усилий.

Вообще, мифы создаются в первую очередь для тех, кто хочет оправдать свою лень. А пестуются теми, кто не заинтересован в конкуренции. Раз где-то есть лучший мир, значит, его не нужно создавать у себя.

А вот жить в реальности труднее. Но оно того стоит. Ведь это дает возможность создавать, а не тратить себя на мечты о чужой сказке.

Владимир Зима


Владимир Зима
Владимир Зима
Действующий топ-менеджер, преподаватель

Комментарии: