Перемен требуют наши сердца, или «Эффект KPI»
Бенефиты и профит: пирамида вознаграждения

Несносные боссы, или 6 руководителей, с которыми вам не по пути


Несносные боссы — это данность, с которой приходится сталкиваться огромному количеству наемных работников. Обладая даже «местечковой» властью, такие руководители способны отравить, а подчас и полностью парализовать работу целой организации или ее отделов. Постоянный стресс сотрудников, вынужденных подстраиваться под своего руководителя, их быстрое выгорание и существенное снижение производительности труда — именно то, что постоянно сопровождает коллективы, находящиеся под управлением начальников, не обладающих даже элементарными навыками для руководящей должности. И пока не будут разработаны и внедрены в жизнь качественные стандарты профессии руководителя, многим из нас рано или поздно придется столкнуться с несносным боссом. А то и не с одним.

Конечно, любой сотрудник временами может назвать своего босса несносным, и это естественно — человек, который призывает к работе и априори находится выше по должности, не может нравится все время. Но по-настоящему несносные боссы — это те руководители, которые вынуждают своих подчиненных задействовать весь свой эмоциональный интеллект только для простого общения с ними, не говоря уже о взаимодействии в ходе рабочего процесса.

Я предлагаю вам ознакомиться с шестью наиболее часто встречающимися типами несносных боссов. Конечно, в одном человеке может уживаться сразу два из них, а в исключительных случаях — даже больше. И само собой, что список этот не полный — он лишь отражает мой собственный опыт в этой сфере. Так что если вам встречался несносный босс, не попадающий ни под один пункт — буду рада вашим уточняющим комментариям к этой статье.

Воспитатель

“Ты — моя будущая замена!” — частенько любит повторять босс-воспитатель своему сотруднику, чем поначалу вызывает у него неподдельную гордость за себя. У босса есть степень MBA, многочисленные стажировки за границей и огромное количество нужных знакомств — по крайней мере, именно так регулярно озвучивается подчиненному список всех заслуг и регалий того, кто взял над ним шефство. “Надо же, какой я молодец”, — неизбежно начинает думать сотрудник и стремится работать как можно усерднее, чтобы понравиться боссу еще больше. Но планировать свое будущее в совете директоров компании с таким руководителем подчиненному явно не стоит. Чаще всего мантра о будущей замене разбивается о бытовые вопросы вроде повышения заработной платы сотрудника в связи с увеличением нагрузки, ведь такие боссы очень любят попросту перегружать свою работу на исполнительного и надеющегося на карьерный взлет подчиненного. Да и довольно быстро сотрудник выясняет, что до него в компании было уже несколько подобных “взращиваемых замен”, да вот незадача — все по разным причинам увольнялись буквально незадолго до заветного повышения.

Особым вариантом проявления черт босса-воспитателя служит предложение вложиться финансово в развитие компании, в которой работает сотрудник. “Ты — моя будущая замена, и я вижу, что ты веришь в наше дело!” — после этой фразы неизменно следует предложение передать в компанию некую сумму “со всем оформлением и под большие проценты”, чтобы обзавестись видимостью партнерства. Этот подход и подобного рода предложения могут быть совершенно оправданы для реального партнера предприятия, и абсолютно недопустимы для обычного наемного работника, попадающего под нецелесообразный риск из-за отсутствия полномочий влиять на решения руководящего состава.

Эзотерик

“Немедленно отмените совещание — мне сегодня по гороскопу нельзя проводить переговоры!”. Такую и подобные ей фразы можно регулярно услышать от босса-эзотерика. Все его расписание тщательно сверяется с любым эзотерическим направлением, в которое он верит в настоящий момент. Астрология, хиромантия или что-то еще — совершенно не важно, что именно владеет умом начальника. Итог один: важные встречи планируются, согласно расположению звезд на небе, а утверждение кандидатур будущих сотрудников организации проходит не на основе их реальных компетенций, а благодаря совместимости гороскопов с его собственным. Как правило, итог подобного рода регулирования деятельности весьма печален: совещания, к которым все предприятие усиленно готовится месяцами, могут быть сорваны из-за “неправильно” назначенного дня, а работники, которые по мнению босса родились в “нужное время и нужном месте”, окажутся просто-напросто профнепригодными и будут тянуть вниз весь отдел, а то и всю компанию.

Шантажист

“Кажется, нам придется с тобой расстаться!” — регулярно заявляет босс-шантажист некоторым своим подчиненным вместо обычной оценки их деятельности на совещании, чем доводит некоторых особо впечатлительных сотрудников до нервного срыва. Особо изощренный шантажист при этом даже не озвучивает причину, при которой, по его мнению, работник может быть уволен. “Ты сам не понимаешь что ли?” — следует неизменный ответ на вопрос о причинах такого отношения. Естественно, такого босса никто и никогда не учил правильной мотивации сотрудников, а если и учил, то из этих уроков был вынесен только “метод кнута”, да и то — только в той странной форме, которую босс придумал сам себе. Вот и получается, что из-за ощущения постоянной вины и нависающего “дамоклова меча” увольнения сотрудники либо увольняются сами, не дожидаясь исполнения приговора, либо работают с существенным снижением производительности из-за постоянного страха быть уволенными без видимых на то причин. Впрочем, шантажировать сотрудников можно не только увольнением. Существенная задержка заработной платы, которая из-за накопительного эффекта заставляет работников оставаться на предприятии, чтобы не потерять одномоментно большую сумму — тоже форма шантажа со стороны руководства. Равно как и угрозы испортить самостоятельно уволившемуся работнику дальнейшую карьеру из-за негативной характеристики с предыдущего места работы. Радует лишь одно: в подавляющем большинстве случаев такие боссы никогда не воплощают в жизнь свои многочисленные угрозы по причине банальной лени или страха. Или собственного четкого понимания того, что эти угрозы — всего лишь жалкая попытка справиться с коллективом без достаточных на то компетенций руководителя.

Стрелочник

“Ну и посмотри теперь, что ты наделал! Из-за тебя я выглядел дураком перед учредителями!” — переходит на крик босс-стрелочник при общении с подчиненным, который готовил отчет для плохо проведенной впоследствии презентации. Были ли реальные ошибки в этом отчете или нет — совершенно не важно. Важен лишь факт того, что такой босс будет винить всех вокруг и никогда не признает, что он сам мог сделать что-то не так. В таком боссе одновременно уживается высокий уровень эмоционального интеллекта — он безошибочно определяет, когда вокруг него или по отношению к нему происходит что-то негативное со стороны других людей, — и крайне низкий уровень оценки степени собственного вклада во все, что можно наблюдать в его профессиональной и личной жизни. Впрочем, эмоциональный интеллект может быть легко заменен высоким уровнем тревожности, и тогда боссу будет казаться, что “не так” абсолютно все, а “стрелочный радар” не будет выключаться ни на секунду и находиться в постоянном поиске виноватых. И глубоко скрытая причина такого поведения руководителя практически всегда остается неизменной — это банальный страх несоответствия занимаемой должности и отсутствие достаточных компетенций.

Завистник

“Тебе хорошо — ни детей, ни ипотеки, а мне думать нужно постоянно, как всех прокормить!”. Странно, но факт — типаж босса-завистника встречается гораздо чаще, чем может показаться на первый взгляд. Такой руководитель все время считает, что у него должно быть все самое лучшее только из-за того, что он — руководитель. И если вдруг оказывается, что кому-то из подчиненных на первый взгляд в чем-то “повезло” больше, чем ему, то такой сотрудник постоянно будет находиться в позиции оправдывающегося за отсутствие этой самой ипотеки или детей. Или, напротив, наличия чего-либо — знания иностранного языка, умения владеть компьютером или собственной коммуникабельности. Да и рабочие задачи такому сотруднику будут ставиться в сочетании с непременным завистливым укором — мол, именно тебе нужно перевести такой-то текст (сделать сайт, договориться с поставщиками), ты же можешь это сделать, хорошо тебе. Вот и получается в перспективе, что вместо разумного и рационального использования рабочих ресурсов с соответствующей мотивацией, сотрудник по мнению начальника должен делать что-то только потому, что он на это способен. При этом наличие или отсутствие соответствующих пунктов в должностной инструкции сотрудника в расчет не принимается совершенно — выполняй, ты же это умеешь, хорошо тебе. Да и об ипотеке с семьей думать не надо, в отличии от меня, поэтому можешь и после работы задержаться.

Агрессор

“Иди и скажи им, что они идиоты!” — именно в таком ключе ведет разговор со своими подчиненными босс-агрессор. Для него не существует полутонов и полумер — либо ты с ним, либо против него. И если вдруг кто-то попадет к нему в немилость, то он считает своим долгом непременно поставить его на место. При этом совершенно не важно, кто это может быть — сотрудники компании, клиенты или контрагенты. Впрочем, как не важна и причина для такой вражды. Но главным негативным фактором в поведении такого руководителя служит то, что он предпочитает устраивать “разборки” исключительно при помощи своих подчиненных, буквально сталкивая их лбами с теми, кто попал в лагерь неприятеля, даже сам того не осознавая. По мнению босса-агрессора, все сотрудники компании всенепременно должны разделять его праведный гнев по отношению к кому бы то ни было, немедленно превращаться в боевых берсерков по его команде и бросаться на врага, как только руководитель скомандует “фас”. Только вот незадача — чаще всего происходит так, что война босса с “неприятелями” оказывается исключительно воображаемой, и ни один из сотрудников ее не разделяет. И вполне возможно, что кто-то из подчиненных долго выстраивал перед этим хорошие отношения с этим самым “врагом” и вовсе не желает с ним ссориться, особенно повинуясь расшатанным нервам руководителя. И именно из-за такого своего поведения он сам немедленно становится неприятелем, к которому руководитель будет посылать другого сотрудника, чтобы объяснить ему принцип “кто не со мной, тот против меня”.

Нашли своего босса в списке? Или не нашли, но точно знаете, что типаж вашего босса еще более несносен? Или серьезно задумались о том, что вы сами — тот еще несносный босс? Добро пожаловать в комментарии. Обсудим.

Дзен-канал «Бесстрашный предприниматель»

Авторский канал Инессы Эльяшевой о бизнесе и о том, как научиться в него играть.

А еще Инесса есть в Facebook