ПОТЕРИ В БИЗНЕСЕ: ЧТО ДЕЛАТЬ И КТО ВИНОВАТ?
Сколько стоит подбор сотрудника и как здесь сэкономить?

Эффективность управления. Принципы Зимы.

Владимир Зима

Эффективность предприятия — это совокупность эффективности всех, кто на нем работает. И чтобы не было разночтений, под эффективностью я понимаю именно отношение результата к затратам. Ведь каждое действие сотрудника любого уровня оплачивается компанией. Даже раскладывание пасьянса или игра в стрелялки в рабочее время.

Деминг утверждал, что почти сто процентов проблем компании кроются не в людях, а в системе. И он абсолютно прав, с одной маленькой поправкой: система создается и регулируется людьми. И те самые знаменитые и прекрасные 14 принципов Деминга обращены как раз к людям. Так что, оторвать одно от другого весьма сложно.

А максимальной эффективности человек достигает в той области, в которую погружается наиболее глубоко. И в которой, соответственно, получает ежедневный практический опыт. В этом случае многие действия перестают требовать дополнительных затрат энергии и происходят почти «на автомате».

Недавно, например, я наблюдал, как хороший специалист по безопасности подготовила большой отчет по нарушениям режима на одном объекте, просто посидев пару часов на скамейке на территории этого объекта. Ей не понадобилось для этого сверх-усилий. Она просто знала куда смотреть и что замечать. И ее эффективность базируется на том, что там, где другому человеку понадобится потратить часы, она тратит минуты.

Я сам, приходя на предприятие, получаю общую картину его проблем просто посетив пару совещаний, несколько часов понаблюдав за сотрудниками. И это не какой-то дар свыше. Просто такой анализ уже настолько въелся в мозг, что происходит автоматически. Что, кстати, очень мешает отдыхать — ведь вместо отеля или ресторана ты зачастую видишь карту его проблем, а голова автоматически выстраивает комплекс мероприятий по их решению.

Но я точно знаю, что если специалист займется непрофильной работой, то будь он даже семи пядей во лбу, он будет менее эффективен, чем среднеподготовленный сотрудник. Например, если я окажусь в кресле транспортного логиста, то мне точно нужна будет пара недель для того, чтобы разобраться. А на максимальную эффективность я выйду в лучшем случае через месяц. И при этом, переключив свое внимание на проблемы, решаемые в этой профессии, я понемногу буду терять те привычки, которые мне позволяли быстро решать проблемы в системах управления компаниями.

Именно поэтому нужно разделить менеджмент на уровни. И именно поэтому для каждого уровня нужна специальная подготовка. Руководитель начального звена должен быстро замечать проблемы исполнения и уметь на них качественно реагировать. Руководитель среднего — уметь организовывать взаимодействие подчиненных ему подразделений или рабочих групп. Исполнительный топ-менеджер должен быстро и качественно анализировать внешнюю среду и принимать системные решения по адаптации к ней той системы, за которую он отвечает в компании. Генеральный руководитель должен быстро и качественно определять причины нарушения взаимодействия топ-менеджеров, а так же системные бреши в компании. И уметь грамотно и жестко ставить задачи и использовать систему мотивации для «ремонта» этих брешей. Высший топ-менеджмент (владелец, мажоритарный акционер, член совета директоров) должен уметь качественно организовывать работу с информацией — рыночными сводками, предложениями, исходящими и от партнеров, и от менеджмента компании. И должен уметь принимать обоснованные стратегические решения. А соответственно, отлично разбираться в рисках и возможностях.

Когда же происходит смешение, то эффективность резко падает. Собственник, занимающийся внутренними конфликтами, не занимается вопросами стратегии. А значит, теряет фокус внимания и не тренирует свой мозг в принятии стратегических решений. Генеральный, который целыми днями заключает сделки, становится хорошим продажником, но плохим управленцем. Финансовый директор, занимающийся бухгалтерией, прекрасно помнит план счетов, но уже не столь качественно ведет дела с инвесторами и банками. Именно основная деятельность делает профессионала профессионалом. И систему надо строить так, чтобы люди большую часть времени и сил тратили именно на свою профильную деятельность.

А для этого нужно выполнить несколько важнейших условий:

1. Определить четкие обязанности каждого уровня менеджмента и квалификационные требования к руководителям всех уровней.

В малых компаниях тоже. Просто там один и тот же человек будет совмещать несколько специальностей. А с учетом того, что в небольших коллективах объем проблем не так велик, то это вполне возможно.

2. Определить, что полномочия по принятию решений одновременно становятся обязанностью по их принятию.

То есть, фактически, запретить менеджерам более высокого уровня принимать на себя ответственность за решения, которые должны приниматься их подчиненными. Так, например, если начальник отдела просит начальника департамента принять решение в отношении его подчиненного, то единственно правильной реакцией должен быть отказ. Только в этом случае можно определить профессиональную пригодность начальника отдела и понять качество его решений.

3. Создать систему горизонтальной карьеры для специалистов, которые хотят развиваться в своей профессиональной области и перестать вынуждать их переходить на управленческие позиции для повышения своего дохода.

4. Создать сбалансированную систему мотивации высшего менеджмента, которая не позволит им бороться за власть, но направит их усилия на получение максимального финансового результата компании.

При этом очень важно сфокусировать внимание высшего исполнительного менеджмента на анализе рисков. Ведь зачастую, в борьбе за личное влияние, они подвергают опасности весь бизнес.

5. Ввести обязательное обучение для каждого уровня менеджмента, сопровождаемое системой оценки знаний и квалификации.

И что очень важно, перестать верить в невозможное. Не существует суперменов типа Бобби Аксельрода, которые и в математике гении и машину починить могут. Ну, а если и существуют, то они точно не работают в найме.

p.s. Эта статья будет дорабатываться, так как это не все принципы, необходимые для построения эффективной системы управления. Но базовые.

 

Подписывайтесь на канал на Youtube

Больше публикаций на Фейсбук. Подписывайтесь по ссылке.

Владимир ЗИМА

 

Владимир Зима
Владимир Зима
Действующий топ-менеджер, преподаватель