fbpx
Владимир Зима
У кого чему и как учиться
04.07.2019
Показать все

ПОТЕРИ В БИЗНЕСЕ: ЧТО ДЕЛАТЬ И КТО ВИНОВАТ?


Уважаемые коллеги! Едва ли найдется руководитель, которого оставит равнодушным тема предотвращения потерь.

В работе с потерями самое важное и сложное — достичь того, чтобы каждый сотрудник понимал свою роль в системе предотвращения потерь и хотел сам, добровольно, выполнять необходимые мероприятия и процедуры. Можно написать очень правильные регламенты, но если не работать с персоналом, регламенты так и останутся на бумаге. Каким образом добиться от сотрудников нужных и правильных действий, мы сейчас и попробуем разобраться.

ПРИМЕРНЫЙ АЛГОРИТМ РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛОМ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ПОТЕРЬ

Алгоритм работы с персоналом по снижению рисков потерь можно условно выразить следующим образом:

  1. Отбираем наиболее безопасных кандидатов и своевременно предоставляем сотрудникам статус субъектов системы предотвращения потерь;
  2. Работаем с персоналом в зоне текущего контроля:

а) Непрерывно   мониторим изменения в материальном, семейном, психологическом состоянии сотрудников и анализируем любые сигналы, которые могут являться признаками нечестности сотрудников;

б) Ставим задачи по предотвращению потерь;

в) Проводим обучение;

г) Формируем трафарет поведения сотрудников личным примером;

д) Выстраиваем дисциплину и исполнение контрольных процедур;

е) Стимулируем сотрудников на снижение потерь.

  1. Увольняем безопасно в случае необходимости.

Разумеется, каждый пункт алгоритма можно разделить на более мелкие составляющие, как это я сделала со вторым пунктом. В нескольких следующих статьях мы с вами последовательно рассмотрим всю схему.

В предыдущих моих статьях мы с вами уже затрагивали первый пункт описанного мной алгоритма – вопросы отбора наиболее безопасных кандидатов и включения новых сотрудников в систему предотвращения потерь предприятия, поэтому подробно я на них останавливаться не буду.

Предположим, что на входе в компанию мы провели все необходимые мероприятия по отбору кандидатов и включению новых сотрудников в систему предотвращения потерь предприятия. Что же дальше?

А дальше начинается работа с персоналом в зоне текущего контроля, т.е. на всем промежутке времени, пока сотрудник трудится в компании.

 

РАБОТА С ПЕРСОНАЛОМ В ЗОНЕ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ

 

Наблюдаем и анализируем

Почему важно непрерывно  мониторить изменения в материальном и семейном состоянии сотрудников? Как я уже писала в одной из своих статей, любое отрицательное изменение привычной среды обитания человека – это причина для совершения хищения. Так, например, даже рождение ребёнка может стать причиной для воровства, ведь оно несет за собой не только радость материнства и отцовства, но и значительное увеличение расходов.

А какое отношение имеет к совершению противоправных действий в отношении работодателя психологическое состояние сотрудника? – спросите вы. Самое прямое. Ведь люди совершают неприглядные поступки не только по той причине, что у них доходы с расходами не сходятся. Часто мотивом выступает месть. Об этом я тоже уже говорила в одной из своих статей.

Каким же образом получать информацию о своих сотрудниках, не ведя себя, как слон в посудной лавке? Очень просто. Разговаривайте с ними, ищите общие точки и научитесь слушать. Люди охотно рассказывают о том, что для них интересно и важно.

Беседы не должны проводиться в форме допроса, с каменным или злобным лицом. С таким подходом вы ничего не добьетесь, только настроите людей против себя. Просто ненавязчиво корректируйте ход разговора, направляя его в нужное русло. В ходе беседы используйте открытые вопросы.

Также для того, чтобы у сотрудника не складывалось впечатление, что вы хотите выведать у него личную информацию в своих целях, надо самому немного приоткрываться,  научиться рассказывать о своей жизни вне работы, хотя бы немного. В этом случае помимо нужной вам информации вы еще получите дополнительные бонусы, как руководитель. Ведь сотрудник уже не будет думать о вас, что вы – бесчувственный сухарь, у которого в голове только выполнение KPI.

Скажу сразу, что это — работа не одного дня. Но если выделять на беседы со своими сотрудниками по 10-15 минут ежедневно, через какое-то время вы будете знать о них практически все. Многие наверняка хотели бы возразить, что этот инструмент неприменим в крупных компаниях. Но как же не вспомнить в этой связи русского полководца Александра Васильевича Суворова, который знал всех своих бойцов не только по фамилии и имени, но и все их нужды и чаяния? Зачастую мы сами себе ставим пределы достижимого и сдаемся, даже не начав какое-то дело, просто мысленно сказав себе: «Это невозможно! Не получится….».

В зоне текущего контроля также необходимо периодически обновлять сведения о сотрудниках из открытых источников государственных органов. Я о них писала в статье «КАДРОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СНИЖЕНИЕ РИСКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ. Часть 1». Зачем это надо делать? – спросите вы. А затем, что ваши сотрудники – живые люди, а не куклы. Куклу можно посадить на комод, и она ничего не натворит.

Люди, в отличие от кукол, вступают в массу разнообразных правоотношений, помимо трудовых. Также в течение жизни у ваших сотрудников могут измениться привычки и приоритеты, и далеко не всегда в лучшую сторону. Результат этих правоотношений и привычек может быть весьма непредсказуем.

В моей практике бывали неоднократно случаи, когда сотрудники привлекались к уголовной ответственности за хищения в нерабочее время, например, за кражи в магазинах. Был случай, когда сотрудника осудили за распространение наркотических препаратов.

Знание этих фактов особенно важно, если сотрудник допущен к работе с материальными или иными ценностями. Помимо рисков хищений, в таких случаях высока степень реализации репутационных рисков, ущерб от которых может превысить риски нанесения прямого ущерба путем хищений в сотни раз.

Активно используйте социальные сети для получения дополнительной информации о сотрудниках. Это, кстати, очень хороший инструмент не только для наблюдения. Его можно использовать и как инструмент управления поведением ваших подчиненных.

Разрозненная информация сама по себе не стоит ничего. Нужно обязательно анализировать и сопоставлять факты о жизни сотрудников за рамками работы с ситуацией по потерям в организации. Например, если вам известно, что у кассира вдруг появилась дорогая шуба или автомобиль, то это не обязательно означает, что сотрудник махинирует при совершении кассовых операций.

С некоторой долей вероятности, кассир может и в кредит приобрести дорогостоящие вещи, либо же получить их в подарок. Но, если параллельно с информацией о дорогостоящих покупках сотрудника вы хотя бы два раза выявили расхождения по наличности в кассе, как в минус, так и в плюс, даже в незначительных суммах, либо при проведении инвентаризации недосчитались товара, — это повод более пристально присмотреться к работе такого сотрудника.

Елена Афанасьева

Вы можете задать вопрос автору в сети Фейсбук

Выражаю благодарность редактору статьи — Ванде Дремовой!


Комментарии: