Некоторые из нас с нетерпением ждут любых изменений. Мы свято верим в то, что позитивные перемены выведут нас из теплой и уютной зоны комфорта и неизбежно приведут к светлому будущему. То же самое можно сказать и о руководителях компаний, уверенных в том, что достаточно лишь небольших целенаправленных изменений, чтобы компания резко взяла курс с траекторией «вперед и вверх». Но как быть в случаях, когда изменений в компании планируется слишком много и все они – совершенно разнонаправленные?
Жила-была одна фирма
“Отныне и навсегда мы будем бирюзовой компанией! — радостно и крайне энергично объявил директор на очередной еженедельной планерке. — Именно такие компании сейчас зарабатывают миллиарды, совершенно не напрягаясь!”
Сотрудники, сидящие за столом, недоуменно переглянулись. Начальник отдела продаж сдавленно хихикнула, а коммерческий директор нахмурился. В их картине мира бирюзовый цвет прочно ассоциировался с чем-то не совсем ординарным и слегка вызывающим. С чем-то, что никак не может быть связано с их крайне серьезной компанией. Но спустя буквально несколько секунд, всем в очередной раз стало совершенно понятно — директор на днях посетил очередной бизнес-тренинг. И наступило время радикальных изменений. Которое, впрочем, по оценкам самих сотрудников наступало в компании так часто, что уже перестало восприниматься, как что-то из ряда вон выходящее. А сами сотрудники безошибочно улавливали его незримые флюиды благодаря “эффекту KPI” и точно знали, как поступать, когда директор в очередной раз начинал рассказывать им на планерках о чем-то невероятно инновационном, что способно радикальным образом улучшить показатели работы компании. А именно — никак не поступать. И просто ждать развития событий.
“Эффект CSI” — явление, при котором преступники становятся более изобретательными, поскольку лучше понимают работу криминалистов благодаря просмотру детективныx фильмов и сериалов. Выдуманный термин “эффект KPI” — явление, при котором сотрудники могут безошибочно определять, что директор компании находится под влиянием очередного бизнес-тренинга, и виртуозно игнорировать постоянно предлагаемые им изменения в работе компании.
Через тернии к звездам?
Подавляющее большинство людей склонно к лени. Мы хотим постоянно находиться в тепле и комфорте, и чтобы зарплата была хорошей, и чтобы делать ничего почти не было нужно. Именно поэтому любые, даже небольшие изменения обычно ощущаются человеком, как попытка внести хаос в его мирную и упорядоченную жизнь. И неизбежно воспринимаются в штыки, пусть даже и на весьма короткое время.
А теперь представьте себе, что во главе компании стоит человек, крайне увлеченный различными бизнес-тренингами. Оптимист, и что самое страшное в данном случае — невероятный энтузиаст. Каждую неделю, посетив тренинг очередного модного бизнес-гуру, которые, как известно, никогда не переведутся, он решает немедленно внедрить в повседневную деятельность компании очередную фишку. Еще вчера он был ярым поклонником холакратии, сегодня он — истинный адепт SCRUM-метода, а завтра будет яростно настаивать на том, что постулаты Agile manifesto — лучшее, что можно придумать для правильной работы компании. И так — неделя за неделей, месяц за месяцем. Новые и модные разработки, проповедуемые очередными бизнес-тренерами, будут полностью захватывать его ум на какое-то время. Как правило — до следующего бизнес-тренинга.
И если поначалу некоторые подчиненные, повинуясь харизме руководителя и желанию и дальше стабильно получать свою зарплату, пытались внести в свою работу элементы очередной революционной концепции, то когда эти концепции стали меняться со скоростью быстро крутящегося калейдоскопа — начали их откровенно игнорировать. А благодаря “эффекту KPI” — даже распознавать любые нововведения еще на подходе к комнате для проведения планерок. И начинать их игнорировать задолго до того момента, когда они будут озвучены.
Одна из самых больших опасностей для компании, которую таит в себе “эффект KPI”, состоит в том, что привыкнув к игнорированию постоянных непродуманных изменений в работе, которые руководство пытается внедрить под влиянием очередного модного тренинга, сотрудники точно так же отнесутся к действительно необходимым для компании нововведениям. То есть проигнорируют, подумав, что это, как обычно, ненадолго. А там и до полного саботажа со стороны персонала и последующего развала компании недалеко.
Что делать?
Что делать, если вы, как руководитель, обнаружили в себе черты подобного рода “оптимиста и энтузиаста”? И то, что внедряемые вами в работу компании изменения подвержены “эффекту KPI”? Давайте разберемся:
Замечали ли вы за собой подобное поведение после посещения тренингов? А у ваши подчиненных? Давайте обсудим.
Дзен-канал «Бесстрашный предприниматель»
Авторский канал Инессы Эльяшевой о бизнесе и о том, как научиться в него играть.
А еще Инесса есть в Facebook