Шесть ошибок состоявшегося предпринимателя
Несносные боссы, или 6 руководителей, с которыми вам не по пути

Перемен требуют наши сердца, или «Эффект KPI»


Некоторые из нас с нетерпением ждут любых изменений. Мы свято верим в то, что позитивные перемены выведут нас из теплой и уютной зоны комфорта и неизбежно приведут к светлому будущему. То же самое можно сказать и о руководителях компаний, уверенных в том, что достаточно лишь небольших целенаправленных изменений, чтобы компания резко взяла курс с траекторией «вперед и вверх». Но как быть в случаях, когда изменений в компании планируется слишком много и все они – совершенно разнонаправленные?

Жила-была одна фирма

“Отныне и навсегда мы будем бирюзовой компанией! — радостно и крайне энергично объявил директор на очередной еженедельной планерке. — Именно такие компании сейчас зарабатывают миллиарды, совершенно не напрягаясь!”

Сотрудники, сидящие за столом, недоуменно переглянулись. Начальник отдела продаж сдавленно хихикнула, а коммерческий директор нахмурился. В их картине мира бирюзовый цвет прочно ассоциировался с чем-то не совсем ординарным и слегка вызывающим. С чем-то, что никак не может быть связано с их крайне серьезной компанией. Но спустя буквально несколько секунд, всем в очередной раз стало совершенно понятно — директор на днях посетил очередной бизнес-тренинг. И наступило время радикальных изменений. Которое, впрочем, по оценкам самих сотрудников наступало в компании так часто, что уже перестало восприниматься, как что-то из ряда вон выходящее. А сами сотрудники безошибочно улавливали его незримые флюиды благодаря “эффекту KPI” и точно знали, как поступать, когда директор в очередной раз начинал рассказывать им на планерках о чем-то невероятно инновационном, что способно радикальным образом улучшить показатели работы компании. А именно — никак не поступать. И просто ждать развития событий.

“Эффект CSI” — явление, при котором преступники становятся более изобретательными, поскольку лучше понимают работу криминалистов благодаря просмотру детективныx фильмов и сериалов. Выдуманный термин “эффект KPI” — явление, при котором сотрудники могут безошибочно определять, что директор компании находится под влиянием очередного бизнес-тренинга, и виртуозно игнорировать постоянно предлагаемые им изменения в работе компании.

Через тернии к звездам?

Подавляющее большинство людей склонно к лени. Мы хотим постоянно находиться в тепле и комфорте, и чтобы зарплата была хорошей, и чтобы делать ничего почти не было нужно. Именно поэтому любые, даже небольшие изменения обычно ощущаются человеком, как попытка внести хаос в его мирную и упорядоченную жизнь. И неизбежно воспринимаются в штыки, пусть даже и на весьма короткое время.

А теперь представьте себе, что во главе компании стоит человек, крайне увлеченный различными бизнес-тренингами. Оптимист, и что самое страшное в данном случае — невероятный энтузиаст. Каждую неделю, посетив тренинг очередного модного бизнес-гуру, которые, как известно, никогда не переведутся, он решает немедленно внедрить в повседневную деятельность компании очередную фишку. Еще вчера он был ярым поклонником холакратии, сегодня он — истинный адепт SCRUM-метода, а завтра будет яростно настаивать на том, что постулаты Agile manifesto — лучшее, что можно придумать для правильной работы компании. И так — неделя за неделей, месяц за месяцем. Новые и модные разработки, проповедуемые очередными бизнес-тренерами, будут полностью захватывать его ум на какое-то время. Как правило — до следующего бизнес-тренинга.

И если поначалу некоторые подчиненные, повинуясь харизме руководителя и желанию и дальше стабильно получать свою зарплату, пытались внести в свою работу элементы очередной революционной концепции, то когда эти концепции стали меняться со скоростью быстро крутящегося калейдоскопа — начали их откровенно игнорировать. А благодаря “эффекту KPI” — даже распознавать любые нововведения еще на подходе к комнате для проведения планерок. И начинать их игнорировать задолго до того момента, когда они будут озвучены.

Одна из самых больших опасностей для компании, которую таит в себе “эффект KPI”, состоит в том, что привыкнув к игнорированию постоянных непродуманных изменений в работе, которые руководство пытается внедрить под влиянием очередного модного тренинга, сотрудники точно так же отнесутся к действительно необходимым для компании нововведениям. То есть проигнорируют, подумав, что это, как обычно, ненадолго. А там и до полного саботажа со стороны персонала и последующего развала компании недалеко.

Что делать?

Что делать, если вы, как руководитель, обнаружили в себе черты подобного рода “оптимиста и энтузиаста”? И то, что внедряемые вами в работу компании изменения подвержены “эффекту KPI”? Давайте разберемся:

  • Станьте Терминатором. Перед любым действием герою Арнольда Шварценеггера всегда требовалось время для того, чтобы проанализировать все значимые показатели на экране перед его глазами. И на их основании принять правильное решение. Вам очень хочется, чтобы все немедленно заработало, как только вы объявите сотрудникам об изменениях после очередного бизнес-тренинга? Возьмите паузу. Соберите данные о компании — о сотрудниках, о клиентах, о рынке, на котором вы работаете. Проанализируйте целесообразность таких изменений. И возможно, “терминатор-фильтр” поможет вам избежать нецелесообразных, а порой и вредных нововведений.
  • Спланируйте изменения. Любые нововведения требуют пересмотра схем работы, структуры предприятия и прочих параметров, от которых напрямую зависит успешная деятельность вашей компании. Посоветуйтесь с экспертами, которые работали на внедрении подобного рода изменений. Возможно, их опыт поможет вам избежать многих ошибок в будущем.
  • Продумайте схему мотивации. Любые изменения в компании — это своего рода выход из зоны комфорта для ее сотрудников, которого они всячески будут стараться избегать. Вам необходимо отдавать себе отчет в том, что качественно делать что-то по-новому только потому, что вы его об этом попросили, мало кто будет. Но если новая схема мотивации будет отражать цели и задачи сотрудника и четко отвечать на его вопросы “что я получу, если буду делать это?” и «что мне необходимо сделать, чтобы получить больше?” — вероятность благоприятного исхода при внедрении изменений возрастет многократно.
  • Проведите собрание. Именно на нем вам будет необходимо рассказать обо всех нововведениях и ответить на вопросы сотрудников. Сделайте упор на то, что все изменения действительно продуманы и направлены на то, чтобы улучшить как общие показатели работы компании, так и благосостояние каждого из сотрудников. Будьте уверены, что вам придется столкнуться с неизбежным сопротивлением. Но если вы все предусмотрите заранее, то сможете преодолеть этот этап и вывести компанию на качественно новый уровень.
  • Проконтролируйте правильное внедрение изменений. Многие руководители, отдавая распоряжения об изменениях, воспринимают как должное то, что они немедленно будут внедрены. И при этом совершенно забывают о контроле. А ведь он жизненно необходим не только для того, чтобы оценить сам факт принятия нововведений, но и для их возможной оперативной корректировки в будущем.
  • Учитесь управлению у настоящих профессионалов. Многочисленные модные бизнес-гуру без реального опыта управления предприятиями и опыта преподавания, которые заполонили интернет, очень легко смогут внедрить “эффект KPI” в умы ваших сотрудников, используя вас в качестве проводника. В большинстве своем, они заряжают и мотивируют на действия, но совершенно не дают реальных знаний. И только качественное образование в области менеджмента способно действительно помочь вам разобраться с тем, что происходит в вашей компании и как сделать, чтобы все происходящее серьезно помогало компании в ее деятельности и развитии.

Замечали ли вы за собой подобное поведение после посещения тренингов? А у ваши подчиненных? Давайте обсудим.

Дзен-канал «Бесстрашный предприниматель»

Авторский канал Инессы Эльяшевой о бизнесе и о том, как научиться в него играть.

А еще Инесса есть в Facebook