fbpx
Когда зеркало — враг, или Синдром самозванца
28.02.2019
Перемен требуют наши сердца, или «Эффект KPI»
06.03.2019
Показать все

Шесть ошибок состоявшегося предпринимателя

Многочисленные сайты, посвященные правильному построению бизнеса, буквально пестрят разнообразными списками ошибок, которые могут совершить начинающие предприниматели. Казалось бы, все логично — чем меньше времени человек занимается собственным бизнесом (даже если его бизнес — небольшой магазинчик с парой продавцов), тем больше ошибок он просто обязан совершить в самом начале своего предпринимательского пути. И лишь спустя какое-то время, получив столь необходимый в любом деле опыт, он начинает принимать исключительно правильные решения и смело вести корабль своего бизнеса сквозь бури и грозы вперед к светлому будущему. И позже всенепременно пришвартовывается в тихой гавани, сулящей постоянную прибыль при минимальных затраченных усилиях.

Но как мы знаем, “в действительности все не так, как на самом деле”. И даже самые опытные предприниматели способны буквально угробить свой годами выстраиваемый бизнес, совершая ошибку за ошибкой. А иной раз — демонстрируя полное незнание того, как управлять уже фактически выстроенным бизнесом, который кормил их долгие годы. И весьма неплохо кормил. Пока что-то пошло не так. Только почему-то на популярных ресурсах совершенно отсутствуют материалы, описывающие ошибки уже состоявшихся предпринимателей.

Анализируя собственный пошатнувшийся бизнес с десятилетним стажем, я смогла выделить шесть основных ошибок состоявшегося предпринимателя, благодаря которым мне сейчас приходится прилагать большое количество усилий для восстановления своего предприятия. Попробуйте и вы составить подобную аналитику по собственному бизнесу, вне зависимости от степени его масштабности.  Даже если у вас действительно все прекрасно и перспективы только радуют. Возможно, именно это поможет скорректировать ваше отношение к бизнесу и предвосхитить будущие негативные тенденции.

“Теперь так будет всегда, несмотря ни на что”

Я славно поработал — я славно отдохну. Заявив это самому себе и общественности, уставший от праведных трудов предприниматель уезжает в санаторий на воды (в кругосветку на джипах, дауншифтить на Гоа), оставляя свое с таким трудом организованное и выстроенное предприятие, стабильно приносящее хорошую прибыль, на своих заместителей. А то и вовсе на простых продавцов — они же у меня хорошие и всей душой болеют за наше правое дело, так что ничего непоправимого не совершат. И воровать точно не будут — слишком честные ребята. Возможно, подобное развитие событий вполне реально, только вот незадача — подобный отдых, при всей его необходимости, не может затягиваться надолго. Плюс к этому, далеко не все предприниматели смогут качественно делегировать свои обязанности подчиненным хотя бы на время своего отсутствия. Вот и возвращается отдохнувший предприниматель в один совершенно не прекрасный день к своему бизнесу, как к разбитому корыту. И что именно послужило причиной негативных изменений в компании, и понять-то толком не может. А подчиненные преданно хлопают глазами и наперебой рассказывают про внезапно пошатнувшийся рынок и катастрофическое снижение прибыли.

Вывод: полная потеря связи предпринимателя со своим бизнесом и неправильное делегирование — прямой путь в никуда. 

“Мы так сильны, что становиться сильнее некуда уже”

Подобное “почивание на лаврах” частенько связано с первой ошибкой — полной уверенности в невозможности негативных изменений. Я же молодец — я все построил и наладил. Но если в первом случае предприниматель, потеряв связь с собственным бизнесом, даже не может получить какую-либо значимую информацию о компании от подчиненных, то при наличии этой ошибки он может сознательно отрицать какие-либо негативные изменения в компании. И продолжать действовать по-старому. Бухгалтер рассказывает о том, что денег не хватает даже на оплату аренды? Не беда — возьмем кредит и быстро его погасим, мы же крутые! Книги жалоб пестрят многочисленными сообщениями от недовольных клиентов? Так это просто клиенты — дураки, и ни одна компания все равно не предложит им лучшие условия, чем у нас! Текучка кадров в компании бьет рекорды каждый квартал? Конечно, не все могут сработаться с гениями вроде меня! И рано или поздно, регулярно демонстрируя подобное поведение, предприниматель оказывается по уши в кредитах и без каких-либо шансов их вернуть, поскольку и клиенты, и даже самые преданные сотрудники уже отвернулись от него.

Вывод: учиться анализировать состояние предприятия, предварительно сняв розовые очки и спустившись с облаков на землю. Бизнес-нарциссизм — не тот диагноз, который может помочь в поддержании компании в долгосрочной перспективе.

“Все мое — мое”

Особенно деньги компании. Многие предприниматели, давно покинув уютный мир самозанятости, по-прежнему продолжают думать об оборотных средствах предприятия, как о собственном кошельке. Хочу — куплю себе новый автомобиль, как раз в кассе есть “лишний” миллион. Хочу — съезжу на пресловутое Гоа, так что надо попросить бухгалтера выдать мне пару-другую сотен тысяч. И желательно — прямо сейчас. А уж как разобраться с оплатой долгов поставщикам, арендодателям и сотрудникам — это уж пусть они сами разбираются, не маленькие. Кредит пусть возьмут, в конце концов. И при этом не каждый бухгалтер посмеет перечить собственнику бизнеса, даже отчетливо осознавая последствия его нецелесообразных действий в области финансов предприятия. А взять служебный автомобиль фирмы, чтобы поехать по личным делам, лишив возможности сотрудника съездить на важную деловую встречу — часто встречающееся поведение собственника во многих компаниях. Вот и получается в итоге, что фирма терпит убытки не из-за каких-либо реальных рыночных ситуаций, а по недоброй воле самого предпринимателя.

Вывод: учиться финансовой грамотности и стараться мыслить за рамками “это моя фирма, и я тут делаю, что хочу” — обязательно для предпринимателя любого масштаба.

“Кто же его посадит, он же памятник”

Или не посадит, а уволит — суть не меняется. Когда собственник небольшого предприятия самостоятельно возлагает на себя не только управленческие функции, но и обычную каждодневную работу вроде отправки заказов поставщикам или проведения не требующих согласования с бухгалтером платежей, риск того, что данная работа не будет выполнена в срок, возрастает многократно. Предпринимателю бояться нечего — это его компания, и никто его отсюда не уволит за несоответствие занимаемой должности. Вот и получается в итоге — да, я не сделал сегодня свою работу, ничего страшного, я себя за это прощаю, сделаю завтра. Плюс неизбежен итог, когда таким отношением к возложенным на себя же обязанностям предприниматель буквально расхолаживает своих подчиненных, транслируя им мысль “здесь можно сачковать”. Вот все и сачкуют — и имитирующий бурную деятельность предприниматель, и его незамотивированные сотрудники. А созданная с таким трудом фирма тем временем постепенно приходит в упадок.

Вывод: убить в себе исполнителя и делегировать каждодневную работу, оставляя на себе исключительно управленческие функции. Не прививать себе иллюзию собственной важности от того, что “не просто командуешь, а реальные дела делаешь”. Либо в случае временной невозможности сделать это — работать четко и спрашивать с самого себя так же, как бы спросил со своего работника.

“С этой вершины открывается потрясающий вид”

Проще говоря — полная уверенность предпринимателя в том, что его компания достигла потолка в своем развитии. В нише ли, в регионе — не особо важно. Дальше масштабироваться некуда, так что будем просто спокойно работать. Стоит ли говорить о том, что в подавляющем большинстве случаев такое восприятие собственного бизнеса оказывается в корне ошибочным? И в довольно краткосрочной перспективе оказывается, что вершина обернулась всего лишь небольшим пиком в огромной горной гряде, где на соседних, гораздо более высоких пиках уже удобно обосновались конкуренты. Которые при этом совершенно не собираются останавливаться и штурмуют горы и дальше. А собственные работники уже не грызут щиты, как боевые берсерки, и не рвутся в бой за благо компании — какой в этом смысл, если дальше расти все равно некуда? Вот и включается режим сохранения энергии. Плюс ко всему, эта ошибка неизбежно ведет к одной из двух, уже описанных выше — “славному отдыху предпринимателя” с неизбежной потерей связи с бизнесом или “почиванию на лаврах” с отрицанием изменений в ситуации на рынке и в самой компании. И неизбежными последующими негативными изменениями в бизнесе.

Вывод: анализ, анализ и еще раз постоянный анализ текущей ситуации и обязательное планирование дальнейшего развития. И четкое осознание того, что лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал.

«Подождем еще немного. А потом — еще немного.”

Подавляющее большинство давно имеющих свой бизнес предпринимателей становятся откровенно ленивыми. Правда, сами предприниматели предпочитают говорить не о лени, а об осторожности в принятии управленческих решений. Иной раз можно даже сталкиваться с мыслью “не трогай то, что и так хорошо работает”. Вот и получается на практике, что жизненно необходимые для компании изменения, будь то вывод нового продукта на рынок, открытие нового магазина или новая рекламная кампания долго обсуждаются и в итоге отправляются на доработку. А потом еще раз. И еще раз. В то время, как конкуренты успевают открыть магазин там, где его планировал открыть сам предприниматель. И даже неоднократно обсуждал это со своей командой, каждый раз отправляя план открытия на бесконечные доработки.

Вывод: Анализируйте. И позвольте себе не быть идеальными. Лучше начинать внедрять в жизнь продуманные на 80% планы, постоянно дорабатывая и корректируя их по ходу исполнения, чем стремиться к 100% предвосхищению любых ситуаций, которые так никогда и не наступят.

Долгое время обдумывая ошибки, из-за которых мой бизнес пошатнулся, я смогла сделать для себя окончательные выводы о причинах такого положения дел, только описав возможные из них в этой статье. И с ужасом обнаружив для себя, что в разное время я допустила или продолжаю допускать почти все из них. А ведь грамотный анализ — действительно “наше все” любого предпринимателя. Поэтому попробуйте проанализировать свой бизнес на предмет наличия этих ошибок прямо сейчас. Только будьте предельно честны перед собой и своей компанией. И это окупится сторицей. Честно. Я проверяла.

Дзен-канал «Бесстрашный предприниматель»

Авторский канал Инессы Эльяшевой о бизнесе и о том, как научиться в него играть.

А еще Инесса есть в Facebook

Комментарии: