КАДРОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СНИЖЕНИЕ РИСКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ. Часть 2.
Добро пожаловать в реальность

КАДРОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ЧАСТЬ 3


Русский человек читает инструкцию, когда уже все поломал

(русская народная мудрость)

Уважаемые коллеги! В предыдущей статье я писала о том, что на начальном этапе работы по предотвращению потерь необходимо заняться созданием нормативно-правовой базы компании.

Но вот нормативно-правовые акты созданы. Что же дальше? – спросите вы. А дальше, как бы банально это не прозвучало, необходимо озаботиться ознакомлением сотрудников с этой базой. Многие из вас, наверняка, могут сказать: «Подумаешь, Америку открыла! Мы и сами это знаем».

Однако практика показывает, что знать не означает делать. Довольно часто происходит так, что проект «горит» и нового сотрудника руководители отправляют сразу с эшелона в бой, думая, что формальности подождут до ликвидации аврала, а то, и вовсе не вспоминая о том, что новый сотрудник не ознакомлен с Положениями и инструкциями.

Приведу такой пример из прошлой практики: при приемке груза от перевозчика, сотрудник, проводивший приемку, сверил количество машиномест с накладной, но не осмотрел короба с товаром на предмет повреждений. Расписался в сопроводительной документации о том, что претензий к перевозчику у принимающей стороны нет и отпустил водителя-экспедитора. Позднее обнаружилось, что часть коробок были приняты мокрыми и товар, находящийся в них, к реализации полностью не пригоден.

При проведении служебного расследования было выявлено не только несоблюдение Регламента приемки товара, но также и то, что сотрудник, принимавший товар, с этим Регламентом не был ознакомлен под подпись. В результате компания понесла убытки в несколько сотен тысяч рублей. Как вы думаете, кто должен платить за этот банкет?

Небрежное отношение к вопросам ознакомления сотрудников с нормативно-правовой документацией может привести компанию не только к потере денег. В некоторых случаях это может повлечь за собой вообще закрытие компании государственными контролирующими органами, а должностные лица, ответственные за допуск сотрудника к работе без ознакомления с НПА, отправятся на скамью подсудимых, если последствия происшествия нанесут вред жизни и здоровью людей.

Почему люди не любят читать документы?

Недавно в одном из обсуждений в Facebook один из участников дискуссии сказал, что в большинстве случаев сотрудники, особенно линейный персонал, при приеме на работу не читают документы, которые подписывают. К сожалению, это действительно так, и таким образом наши люди ведут себя не только при приеме на работу. Наверняка вы тоже можете вспомнить не единичный случай такого поведения – например, при подписании кредитных договоров.

Источник подобного поведения, на мой взгляд, кроется не только в повальной правовой безграмотности нашего населения и надежде на русский «авось». Зачастую нормативно-правовая документация написана таким «суконным» языком, что в ней способен разобраться только профессиональный юрист. Поэтому при составлении ЛПА надо обязательно учитывать, что эти акты адресованы широкому кругу лиц с неодинаковым уровнем подготовки.

Это особенно важно при составлении инструкций и регламентов. Формулировки в них должны быть четкие, с однозначной трактовкой, написанные не очень длинными предложениями. Кроме того, предоставляйте в этих документах полную информацию. Регламенты и инструкции могут быть ясными и понятными, но неудачными, если они неполные. Если упустить какой-нибудь важный шаг при описании методики, то это может привести в невозможности выполнения задачи.

Аудиал, визуал, кинестетик

Всем известно, что ведущий канал восприятия информации у человека индивидуален. И это знание можно и нужно использовать при введении нового сотрудника в должность, при его ознакомлении с ЛПА компании. Ведь часто бывает так, что вроде бы и нормативно-правовая база в компании в порядке, и ознакомление новых сотрудников с ЛПА проводится, но информация сотрудником усваивается недостаточно хорошо. Почему? Вспомните себя в школе или институте. Почему вам на лекции к одному преподавателю хотелось бегом бежать, а к другому вы ходили, словно на Голгофу? Да потому, что информация подается таким образом, что от скуки мухи дохнут.

По своему опыту я знаю, что вводные инструктажи можно сделать более информативными и интересными, если к лекции добавить видеоряд. Ведь на эту тему есть даже поговорка: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!». Мои курсанты не раз мне говорили о том, что просмотр учебных видео позволяет им яснее понять материал лекции.

Использование наглядных пособий тоже поможет легче усвоить информацию новичкам. Например, на свои занятия по предотвращению потерь в качестве учебных пособий я приношу оборудование, которое используют шоплифтеры (магазинные воры) при совершении краж. В ходе занятий я даю своим курсантам (в основном, это менеджеры магазинов) как следует рассмотреть, потрогать, подержать в руках это оборудование. В последствие это в комплексе с пониманием, как происходит кража, помогает им успешно предотвращать хищения на вверенных объектах торговли.

Процесс проведения вводных инструктажей можно автоматизировать — оформите их в виде презентаций с озвучкой и видеороликами и разместите на корпоративном портале. Теперь вам не придется талдычить ежедневно одно и тоже, тратя на это драгоценный ресурс – время.

Куда кривая вывезет!

Обращали ли вы внимание на такой парадокс: на стадии подбора кандидатам устраивают многоступенчатые интервью, дают тестовые задания, но, когда дело доходит до ознакомления с нормативно-правовой документацией компании, мало кто озадачивается проверкой того, как сотрудник их усвоил? Чаще всего сотрудника просят просто подписать лист ознакомления, реже – все же дают ознакомиться с документами. И совсем уж единичны случаи, когда задают какие-то вопросы по их содержанию после прочтения. А зря!

В моей практике руководители часто ссылаются на недостаток времени на то, чтобы проверять знание ЛПА каждым сотрудником. Я же в ответ на этот довод говорю, что в случае какого-либо ЧП, возникшего в результате нарушения сотрудником регламентов и инструкций по незнанию\непониманию, повлекшего смерть или причинение вреда здоровью человека, у руководителя появится много свободного времени, но только в местах лишения свободы.

Вы сейчас, наверное, возмущенно можете сказать, что в крупных компаниях отслеживать эти вещи сложно, что есть текучка персонала и прочее, и прочее.

Все так, но процесс проверки ведь можно несколько автоматизировать. Вовсе необязательно лично экзаменовать сотрудников на усвоение ими нормативно-правовой базы компании. Можно создать небольшой тест, сформулировав в нем вопросы таким образом, что сотрудник будет вынужден внимательно знакомиться с документами и запоминать их содержание, чтобы пройти тестирование.

Тестирование можно проводить в электронном формате по окончании вводных инструктажей, о которых я писала в предыдущем разделе статьи. Предупредите сотрудника о том, что по окончании инструктажа будет проводиться тестирование. Это поможет ему сконцентрироваться и более осознанно и ответственно подойти к процессу ознакомления с нормативно-правовой документацией компании.

Елена Афанасьева  

Вы можете задать вопрос автору в сети Фейсбук