fbpx
КАДРОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СНИЖЕНИЕ РИСКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ. Часть 1.
09.02.2019
КАДРОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ЧАСТЬ 3
18.02.2019
Показать все

КАДРОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СНИЖЕНИЕ РИСКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ. Часть 2.

Элементарная математика или почему сотрудники воруют?

Формула хищения очень проста и состоит из трех слагаемых: причина + намерение (умысел) + возможность = хищение. В приведенном мной в первой статье примере у сотрудника вроде бы не было причин воровать. Но это только на первый взгляд.

В мире нет ничего постоянного, в том числе могут измениться жизненные обстоятельства ваших сотрудников, либо их отношение к этим обстоятельствам. Так, например, даже рождение ребёнка может стать причиной для воровства, ведь оно несет за собой не только радость материнства и отцовства, но и значительное увеличение расходов. В принципе, любое отрицательное изменение привычной среды обитания человека – это причина для совершения хищения.

В этой связи мне вспомнился один случай из прошлой практики: жила-была девушка. Училась в институте, а в свободное время подрабатывала кассиром, чтобы на помаду и чулки у мамы денег не просить. Хорошо работала, и со стороны СБ к ней тоже претензий не было. Но неожиданно у ее мамы обнаружили тяжелое заболевание. Потребовались срочно немалые деньги на операцию. И вот, решив помочь маме, ранее не укравшая и копейки сотрудница за две недели нарубила мимо кассы тридцать тысяч рублей.

Отрицательное изменение привычной среды обитания человека, которое толкает его на кражу может и не принимать такие острые формы, как в приведенном примере. На хищение сотрудник может решиться и в том случае, если, например, цены на товары выросли, а зарплата – нет. Ну, или, как вариант, человек не в состоянии соизмерять неоправданно высокие запросы со своими возможностями. Кстати, по этой же причине у нас в стране люди так сильно закредитованы.

Причиной хищений может выступать не только банальная нехватка денежных средств. Далеко не каждый задумывается о том, что трудовые отношения – это двусторонний договор с взаимными обязательствами. И если работодатель свои обязательства по отношению к работнику не выполняет, если в компании деструктивная корпоративная культура, то не стоит удивляться тому, что даже честные и порядочные сотрудники будут отвечать работодателю симметрично.

Намерение (умысел) является чаще всего производным от причины. Без причины, но с умыслом хищения совершают только клептоманы.

Компании можно и нужно прикладывать усилия к тому, чтобы у сотрудников было меньше причин к нелояльному поведению (и это не только воровство), но если не работать с другими слагаемыми формулы, а именно, с возможностями хищений, то все ваши усилия будут утекать, как вода в песок.

Нормативно-правовая база компании — инструмент предотвращения потерь

Каким же образом работать с этими возможностями? — спросите вы. Начните с формирования нормативно-правовой базы. Любая зона риска в компании должна иметь защиту в виде Положений, приказов, инструкций, технологических карт бизнес-процессов и т.п., которые, в свою очередь, до буквы должны соответствовать законодательству РФ. Если не уделить внимание соответствию ЛПА федеральному законодательству — это, в лучшем случае, бесполезный балласт, а в худшем — оружие для нелояльного сотрудника, которое он не применет использовать против компании.

Отдельно хочу выделить должностные инструкции. Этот документ необходимо прорабатывать очень и очень скрупулезно. Вроде бы — прописная истина, но как часто должностные инструкции пишутся практически на коленке, а то и просто скачиваются бездумно из интернета. В итоге получаем общие фразы и размытые формулировки. И когда происходит что-то из ряда вон, все, что мы можем сделать, — это пожать руку виновному сотруднику и отправить материал проверки по происшествию в шредер. Поэтому при составлении должностных инструкций привлекайте специалистов из смежных подразделений — юристов и сотрудников СБ.

Зачем это делать? – спросите вы. А затем, что юристы помогут вам добиться баланса между желаемым и возможным по закону, а сотрудники СБ – увидеть возможные риски и дыры в контуре безопасности бизнес-процессов. Так уж устроено мышление у безопасников – они всегда видят плохое там, где вам кажется, что его нет).

Кто-то может сказать: «Да чего там заморачиваться с этими Положениями, приказами, должностными инструкциями! Это же просто формальность. У нас в компании должностные инструкции пишет руководитель каждого подразделения для своих сотрудников сам». Тогда у меня вопрос – а вы действительно уверены, что все будет сделано, как надо? Ведь если спор с сотрудником докатится до суда, да еще с заведомым проигрышем в несколько сотен тысяч рублей, угадайте кто будет крайний в очереди на раздачу «подарков» от высшего руководства. Ну или даже если не дойдет дело до суда, нелояльный сотрудник будет вам пить кровь годами. А уволить его без компенсаций вы не сможете, так как формально он ничего не нарушил.

Что написано пером — не вырубишь топором

Часто можно видеть в должностных инструкциях целую простыню информации о том, какими знаниями должен обладать сотрудник, а в разделах «Обязанности» и «Ответственность» — по три строчки. Эта недоработка может дорого обойтись компании, особенно если это должностная инструкция материально-ответственного лица.

Не поленитесь, разбейте все должностные обязанности сотрудника на отдельные операции и пропишите их детально. Ведь большинство сотрудников, как народный киргизский певец-акын, что видят, то и поют (не будут делать ничего сверх того, что вы обозначили в инструкции).

Например, есть такая широко известная дефиниция, что прием\передача имущества без пересчета повышает риск хищения в разы. Но если вы ни в одном нормативно-правовом акте компании не закрепили обязанность сотрудников пересчитывать имущество при приеме\передаче и ответственность за выполнение данного действия конкретных должностных лиц, то как вы заставите их делать это и с кого потом спрашивать за возникшую недостачу?

Кроме того, детальное описание операций бизнес-процессов также поможет вам увидеть зоны риска потерь товарно-материальных ценностей и своевременно принять меры к снижению этих рисков.

В заключение хочу сказать, что нормативно-правовая база не должна быть статичной и иметь излишне забюрократизированную процедуру согласования. Ведь бизнес не стоит на месте, а значит и обязательно потребуется все новеллы приводить в рамки правового поля.

 

Елена Афанасьева

Вы можете задать вопрос автору в сети Фейсбук

Комментарии: