Я расскажу вам, за что я не люблю коучинг
MONEY FOR NOTHING: ФОРМА ПРОТИВ СУТИ

Как рассчитать эффективность вложений в персонал


Многие компании рассчитывают эффективность вложений в разные направления бизнеса, но когда речь заходит об эффективности инвестиций в персонал, тут многие начинают плавать. Как рассчитать возврат инвестиций, что считать за доход в формуле, если мы провели обучение? Как отделить влияние вложений в персонал на доход компании от прочих факторов?

Для расчета эффективности инвестиций в бизнесе используют формулу ROI( Return on investment) — возврат инвестиций. Как считать возврат инвестиций в персонал? Согласно общеотраслевому обзору Saratoga HR ROI в 2017 году составил 277%. Это то, что называется «среднее по больнице».

Напомним формулу расчета: ROI = (доход-расходы)/расходы * 100%.

Чаще всего компании испытывают трудности с расчетом возврата инвестиций в обучение, корпоративные мероприятия и проекты без очевидного дохода.

Предлагаю рассмотреть измененную формулу для таких случаев: ROI = (экономия-расходы)/расходы * 100%.

Экономия – это деньги, которые компания сохраняет в результате некой HR-инициативы и перенаправляет на развитие бизнеса.

Еще на стадии согласования какой-то HR-инициативы/проекта необходимо задаться вопросом: «Зачем мы это делаем?». «Какой результат хотим получить?»

Расчет ROI участия в конференции

Компания отправила двух разработчиков на конференцию с целью привнести в работу новые практики. После конференции один разработчик смог сократить время загрузки сайта, а второй разработчик ничего не смог нового предложить. Как считать экономию/доход в этом случае?

Нам понадобятся данные бизнеса. Раньше запрос на сайте обрабатывался около 20 секунд, при этом около 70% клиентов, не дождавшись полной загрузки, покидали сайт уже с 10 секунды. После исправлений в коде скорость отклика сайта сократилась до 8 секунд и потери посетителей сайта сократились до 20%. Среднемесячное количество посетителей сайта – 500 человек. При скорости загрузки до исправления компания теряла 70% или 350 посетителей. После исправления — только 20% или 100 посетителей. То есть среднемесячно удалось удержать 250 посетителей.

Но не все посетители становятся клиентами, поэтому для расчета мы должны знать эту конверсию. По статистике покупку в компании делает каждый четвертый посетитель, то есть конверсия равна 25%. В нашем случае 250 удержанных посетителей превратились в 62 новых клиента.

Для привлечения одного клиента компания тратит 2000 рублей на рекламу. Общие эффективные затраты на рекламу = 2 000 руб * 62 клиента = 124 000 рублей.

Раньше компания эти деньги теряла, так как клиенты не совершили покупку и ушли с сайта. Средний чек при этом составляет 8 000 рублей.

Общий доход = 8 000 руб * 62 клиента = 496 000 рублей.

Общие доходы + экономия на рекламе составила = 124 000 + 496 000 = 620 000 руб. Стоимость участия одного сотрудника в конференции составила 40 000 руб. Рассчитаем ROI участия в конференции для обоих разработчиков:

ROI = (620 000-80 000)/80 000 * 100% =675%.

Результаты такого возврата инвестиций впечатляют.

Расчет ROI тренинга для руководителей

Компания провела тренинг по обратной связи для руководителей. Что в этом случае будет экономией? В качестве гипотезы измерим уровень текучести до и после тренинга в подразделении, где работает этот руководитель. Если причинами увольнения на выходных интервью назывались проблемы с руководителем, то нужно измерить, сократилось ли количество увольнений по этой причине? Разницу в изменении текучести нужно оцифровать и посчитать, сколько для компании стоит замещение уволенных и найм новых сотрудников. Это значение и будем использовать в качестве экономии для расчета ROI.

В рамках этой статьи мы не будем рассматривать вопрос, как считать стоимость текучести.

Кроме показателя ROI (коэффициент возврата инвестиций), есть еще понятие ROE. Его знают, как показатель рентабельности собственного капитала компании. Но не все знают, что Дональд Киркпатрик (автор 4-х уровневой системы оценки обучения на уровне реакции, знаний, поведения и результатов) сформулировал другое понятие ROE (Return on Expectations) — возврат ожиданий. Считается по той же формуле:

(ожидаемый доход или экономия — ожидаемые затраты)/ожидаемые затраты * 100%.

Кардинальное отличие ROI от ROE состоит в моменте расчета: ROI рассчитывается по факту свершения расходов, а ROE заранее. То есть компания заранее определяет показатели эффективности, формулирует желаемый результат. То есть на этапе расчета ROE определяется оптимальный сценарий возврата инвестиций. Затем сравнивают значения ROE и ROI и проводят анализ различий.

Важные моменты, которые нужно учитывать при внедрении методологии расчетов ROI HR-проектов:

  • В некоторых случаях ROI можно рассчитать не сразу, а через какое-то время (полгода, год, несколько лет). Чем дороже проект, тем дольше длится период возврата. Поэтому доход или экономию нужно считать накопленным итогом. В этом случае формула расчета будет иметь следующий вид:

ROI = (доход 1 года + доход 2 года) – (расходы 1 года + расходы 2 года) / (расходы 1 года + расходы 2 года) * 100%.

  • Расчет эффективности инвестиций в персонал нужно начинать с расчета дорогостоящих программ и тех, на которые компания возлагает надежды.
  • Инициируя какой-то HR-проект, нужно исходить из его целей. Затем нужно определить ключевые показатели, которые будут отслеживаться и меняться. Необходимо определить, как компания будет отслеживать эти изменения.
  • Для некоторых дорогостоящих проектов рассчитывайте не ROI, а ROE – ожидаемый возврат инвестиций.

Галина Дейнекина

Галина Дейнекина
Галина Дейнекина
Автор и ведущий тренингов, консультант по HR и бизнес-аналитике