Как стать богатым и счастливым не прикладывая усилий
11.12.2016
О бизнес-травматологах, коучах-гинекологах и прочих специалистах с широким профилем
21.12.2016
Показать все

И друг, и враг. Парадоксы опыта

https://vzima.ru/wp-content/uploads/2015/09/DSC7009-e1447669713915.jpg

Мы переоцениваем чужой опыт. Переоцениваем пользу количества действий, которые человек совершил за свою жизнь или их продолжительность. Переоцениваем влияние, которое оказали эти действия на других людей и нас самих.

А с другой стороны, мы недооцениваем опыт. Недооцениваем пользу, которую можем получить, анализируя и себя и других. Оценивая прожитые ситуации. И делая из них выводы для изменения себя.

Над тем, каким образом превратить опыт в действенный инструмент, я рассуждаю уже много лет. И регулярно делюсь этими рассуждениями со своими читателями. А в этой статье я приведу несколько случаев, натолкнувших меня на некоторые мысли, которые могут оказаться полезны и вам.

Опыт и изменения

— Я тридцать лет этим занимаюсь! – говорит солидный мужчина, сидящий передо мной в массивном кресле – начальник отдела логистики. – Чем мне могут быть полезны эти юнцы?

С учредителями и генеральным директором этой компании мы начали проект реорганизации. И логистика по всем показателям была самым проблемным местом. На совещаниях по внедрению изменений руководитель этого направления сурово молчал. А когда увидел молодых ребят – математиков, которые предложили схему оптимизации грузопотоков, ушел в глубокую оборону, стараясь использовать все свое влияние для того чтобы изменений не было.

Да, у него есть немалый опыт. Опыт работы в разных компаниях на похожих позициях. Только что ему дал этот опыт? Да, он досконально знает многие тонкости. Знает, как могут воровать складские работники. Знает какие отговорки приводят подчиненные. Знает тех, кто работает на транспортном рынке и кому позвонить в случае необходимости. Да, это немало. И ценно. И это создает его авторитет в глазах руководства. Однако времена меняются, а он нет. А показатели направления оставляют желать лучшего. Ведь к этому набору довеском идет уверенность в непогрешимости собственных методов и решений. И полнейшее нежелание что-либо менять.

Такие люди представляют определенную ценность. Когда они приходят на новую должность, работа кипит. Они внедряют изменения. Наводят порядок. Во всяком случае так кажется со стороны. А потом все застывает. Потому, что на самом деле, это не изменения, направленные на благо бизнеса. Они всего лишь создают для себя привычную среду в новой компании.

С этим человеком компании пришлось расстаться. А новый руководитель, которого мы выбрали – довольно молодой и энергичный, пришел из совсем другой отрасли. Но уже через три-четыре месяца знал тонкости не хуже своего предшественника. При этом он сумел добиться кратного улучшения показателей. Хотя того, что мы называем опытом, у него было примерно на двадцать лет меньше.

А уволенного руководителя уже с распростертыми объятиями приняли в другую компанию. Ведь у него 30 лет опыта! Эйчар наверняка был в восторге. Хотя на мой взгляд, общий опыт – это не более чем строчка в резюме. Он не интересен. И не полезен. Ведь это не показатель улучшения деятельности. Всего лишь, информация о том, что человек какое-то количество лет занимал определенную позицию. Интересны могут быть выводы, сделанные человеком. И новые алгоритмы. Выработанные им для изменения будущих результатов. Если же весь получаемый опыт оставляет его на прежнем уровне или тем паче, убеждает в том, что он всегда и во всем прав, то он скорее вреден. Недаром, когда предприниматели и крупные руководители хотят добиться масштабных изменений, они обращаются к молодым.

Опыт и шаблоны #статьизимы

— У меня назревает конфликт с руководством. – говорит мне мой собеседник. Ему около тридцати. За последние пять лет он сменил три работы. Увольнялся сам. И всегда по одной и той же причине – недопонимание с руководителем. Во всяком случае, сам он объяснял это так. Мы познакомились на моем тренинге по системному мышлению. И там он задавал неглупые вопросы. Записывал что-то в раздаточных материалах и своем блокноте. А после подошел поговорить.

— Я им говорю, как надо делать, а меня не слушают.

— А ты точно знаешь, как надо?

— Конечно. Я же специалист.

— А как надо сказать тоже знаешь?

— Об этом не думал.

— То есть, получается, что ты на каждом месте работы настаивал на своей точке зрения, а тебя никто не слушал? И ты не задумался о том, что что-то делаешь не так?

Он не задумывался. И ни этот разговор, ни последующие, ни к чему не привели. Как только речь заходила о том, что он сам является источником своих проблем, он сразу же начинал рассказывать о том, насколько недалекие люди ему встречаются в жизни. И о том, что убедить их ни в чем невозможно.

Можно ли рассматривать его опыт как полезный? Вряд ли. Да, опыт есть. И это не вызывает сомнений. Однако во всех схожих ситуациях он ведет себя одним и тем же способом. Не делая выводов и не меняя свою собственную тактику. В его случае опыт – это только повод погрузиться в депрессивные размышления о том, как несовершенен этот мир. И как ему приходится страдать из-за этого несовершенства.

При этом, он не замечает того, что другие люди, находящиеся рядом с ним, нарабатывают совершенно другой опыт. Опыт адаптации к различным ситуациям. Опыт изменения себя.

Опыт и полная жизнь

— Эти ребята меня радуют. Они сумели меня убедить в том, что я был неправ, а некоторые мои выводы устарели! – говорит другой мой собеседник. Он крупный ученый, обладающий огромным авторитетом в своей области. И, казалось бы, именно ему сомневаться не в чем. Ведь он не только совершил несколько прорывных открытий, но и воспитал большое количество учеников. Которые каждое его слово воспринимают как непреложную истину. И к тому же, является руководителем большого и важного института.

Мы познакомились с ним совершенно неожиданно. Он написал мне о том, что, прочитав мою книгу нашел в своем подходе к управлению несколько слабых мест. И попросил о встрече для беседы. Для меня это было шоком. Руководители такой величины редко обращаются лично. Обычно встречу согласовывают помощники и секретари, а когда наконец-то она происходит, первым делом мне говорят, что нужно исправить их подчиненных. И лишь долгая кропотливая работа приводит самих руководителей к тому, что нужно изменить определенные детали своего собственного поведения. В этот же раз все было по-другому. Почти с порога этот серьезного вида человек попросил пропустить вежливые разговоры ни о чем и научить его пользоваться некоторыми инструментами. Мое волнение улетучилось. Да, этот человек действительно хотел научиться.

У него тоже есть опыт. Причем, в количестве лет превышающий тот который был у предыдущих персонажей этой статьи. Однако, если они казались стариками, то он в своем возрасте, больше напоминал любознательного студента. Подход был абсолютно другим. Его опыт говорил: «Меняйся, если что-то не получается! А если получается, пойми почему получилось и закрепи». Это совсем другой опыт. И он не дает застыть. Тебя в чем-то разубеждают? Попробуй защитить свою позицию. Но не нападая на собеседника, а переосмыслив себя и найдя новые аргументы. Не нашел аргументов в свою пользу – научись у собеседника. Спорь. Убеждайся. Меняйся. И живи полной жизнью.

— Я попробовал. Знаете, так действительно получается лучше. Для моих, конечно, такой подход оказался неожиданным, но они у меня хорошие. И привыкли к тому, что я регулярно ввожу что-то новое. Но обычно это касалось информационных систем или научных решений. А вы мне напомнили, что себя тоже надо менять. И за это спасибо. – прозвучало в телефонной трубке через неделю.

— А вы сможете уделить мне время, чтобы задать вам вопросы? – осмелился спросить я.

— Несомненно. Я очень ценю людей, у которых можно учиться. И сам всегда рад научить тому, что умею. Приходите с вопросами – отвечу.

Опыт ошибок или опыт успеха?

— Ты выстроил такую большую компанию, а теперь не даешь ей развиваться. – говорю я предпринимателю.

Когда-то его компания была первой в регионе. Он шел на рискованные ходы и добивался успеха. Он завозил новые, никому не известные товары и завоевывал рынок. Он открывал магазины в таких местах, о которых другие и подумать не могли. И с каждым годом наращивал обороты и привлекал лояльных клиентов. Теперь же его компания перешла на консервативную политику. И за последние пару лет ушла в убытки.

— Нельзя сейчас развиваться. Нужно фиксировать убытки и думать о том, как сохранить то, что есть. Несколько лет нам везло. Теперь везение кончилось. А твои предложения по реорганизации – это безумие. Мы так еще и проверенных людей можем обидеть – они уже устали что-то перестраивать.

— Проверенным людям мы всегда найдем применение. А подход нужно менять. Ты же сам всегда говорил о том, что если не меняешься, то проигрываешь!

— Бесшабашные времена прошли. Рисковать не будем. Сейчас сохранять нужно.

Каждый из нас обладает большим складом опыта. Опыта ситуаций. Опыта общения. Опыта достижении. И опыта провалов. Однако применяют этот опыт для того чтобы добиться большего, единицы. Большинство живет одной и той же жизнью, ничего не меняя. Ведь опыт, не подвергнутый анализу не имеет ценности. Многие предприниматели, построившие успешные компании, например, усердно работают над опытом провалов. Не анализируя опыт достижений. Они называют это обучением на ошибках. Когда же что-то получается, они считают, что это произошло по стечению обстоятельств. «Просто тогда был хороший момент» — говорят они. «Попался правильный человек с нужными связями» — убеждают они. И не анализируют. Ни момент. Ни действия того самого человека с хорошими связями. Ни даже то, откуда у него эти связи взялись. Эти предприниматели живут от одного удачного момента до другого. И успех их компаний действительно зависит в большей степени от того, как сложатся обстоятельства. Что же касается провалов и потерь, то тут они зачастую действительно проводят анализ. И выстраивают защитные меры – юридические, финансовые и прочие. И для них это хорошо. Так как эти меры позволяют дождаться следующего удачного момента.

Но есть и обратная сторона. Рынок – среда конкурентная. А находясь в глубокой обороне, невозможно победить соперника. Поэтому те, кто выстроил особо прочные защитные механизмы, однажды обнаруживают, что конкуренты уже где-то далеко впереди. А сами они застыли в одной точке. Многим хватает и этого. Однако можно с уверенностью сказать, что, принимая во внимание исключительно негативный опыт, можно добиться только стагнации.

Передай следующему

— Ты просто почувствуй, как это делается. Улови. – это меня пытается учить кататься на роликах мой друг.

Он сам катается уже много лет. И на коньках, и на роликах. Катается классно. Выделывает такие пируэты, от которых у меня мурашки бегут по телу. У него огромный опыт. Однако уже два часа он не может объяснить мне как делается то, чем он владеет в совершенстве. В конце концов, я прошу его просто поездить передо мной без всяких ухищрений. И уже через пятнадцать минут, понаблюдав за его действиями, пробую. И у меня получается. Через полчаса я начинаю объяснять механику остальным «ученикам». А еще через час мы все весело играем в догонялки в парке Горького.

— Уел. – говорит друг. – Я думал, что если сам умею, то другим точно объясню. А ведь не смог. А ты посмотрел на меня и все понял. Как так?

— Для тебя то, что ты умеешь – слишком просто. Поэтому ты уже не стремишься понять, как это получается. И забыл, как осваивал это умение сам. А у меня работа такая – учить людей. И она замечательная. Потому, что нужно проникать вглубь каждого удачного и неудачного действия и найти способ его объяснить. Сделав собственный опыт или твой, или чей-либо еще, основой для правильных действий десятков людей.

— А ты сам знаешь, как у тебя получается объяснять?

— Не всегда. Но у меня огромный опыт неудачных объяснений. И удачных тоже. Море выводов и десятки способов, подходящих к разным ситуациям. И если в следующий раз мне не удастся что-то превратить в простой инструмент, я возьму весь этот опыт и буду анализировать его дальше. До тех пор, пока не найду правильных слов и не создам еще один способ.

Главный капитал созидания

Опыт. Так мы называем пережитое. Действия, которые мы совершили. Эмоции, которые испытали. Ситуации, которые пережили. Потери и находки.

Все это можно использовать для того чтобы двигаться вперед. Или для того чтобы стоять на месте. Можно использовать этот капитал, инвестируя его в новые подходы. А можно хранить в чулане. И заглядывать туда только для проведения ревизии.

Кирпичи, лежащие кучей, не станут домом, если не приложить усилий. Так же и опыт останется всего лишь невостребованным строительным материалом, если не использовать его для изменений. И по моим многолетним наблюдениям, ценным может быть только опыт, превращенный в новые алгоритмы, или новые убеждения, помогающие созидать. Каждый день создавать нового себя. #статьивладимиразимы

Подписывайтесь на фейсбук и следите за публикациями Владимир ЗИМА

Теперь можно подписаться и ВКонтакте

Отдельное спасибо Юлии Дмитриевой, Алексею Штерну и Марине Карповой за идеи заголовка статьи


Владимир Зима
Владимир Зима
Действующий топ-менеджер, преподаватель

Комментарии: