Не становись консультантом! Остановись!!!
17.10.2015
Владимир Зима
Хочешь руководить – выучи несколько простых правил
11.11.2015
Показать все

Тренинги для руководителей бесполезны…

https://vzima.ru/wp-content/uploads/2015/09/DSC7009-e1447669713915.jpg

Да, тренинги управления абсолютно бесполезны, а иногда даже вредны, если их проводят люди, не имеющие опыта управления. Постараюсь объяснить почему.

Тренинг

Давайте определимся, что такое тренинг.

Это не лекция. Не шоу. Не развлекательное мероприятие.

Это тренировка. Изучение способов и реальное их применение. Практика. Выводы, которые отражаются на действиях участников тренинга в реальной работе.

Это создание нового рабочего поведения, которое приведет к результату.

А можно ли теоретически создать поведение?

Дьявол в деталях

Не знаю, насчет дьявола, а вот управление компаниями абсолютно точно состоит из тысяч фрагментов, каждый из которых может оказать критически важное влияние на организацию и бизнес. Важным может оказаться все. То, как написана служебная инструкция. То, какими словами ты объяснил подчиненному задачу. То, какие вопросы задал тебе сотрудник. Даже то, какое количество слов ты использовал, объясняя подчиненному его ошибку. Практики об этом знают. Практики набили свои шишки. И только практики способны объяснить другим эти нюансы.

Мне кажется, что для того чтобы рассказать другим о том, как решать проблемы, нужно иметь собственный опыт их решения. Или есть другие варианты?

«Ну, мы же даем концепцию и практический алгоритм»

Так мне объяснил возможность отсутствия у тренера практического опыта один молодой человек, направивший свои стопы в преподавание.

Концепции важны. Факт. Алгоритмы необходимы. Спорить с этим было бы кощунством. Но вот только возникает вопрос. Как преподавать концепцию, которую не понимаешь? И не надо ссылаться на преподавателей ВУЗов, занимающихся теоретической наукой. Они получают свой опыт не в аудиториях, а в научной работе, где на практике используют все те формулы и расчеты, о которых рассказывают своим студентам. И знают все нюансы. Поскольку лично прожили их, проводя исследования.

В бизнесе же, сотни людей, прочитавших несколько умных книг, берутся учить других. Так что же они дают своим подопечным, кроме цитат?

«Они не понимают!»

Как же часто слышу я от бизнес-тренеров, проводящих тренинги для руководителей: «Они не понимают, как надо относиться к людям», «Они не понимают, как надо ставить задачи» и тому подобное. А мне, в ответ, почему-то всегда хочется задать вопрос: «А ты сам понимаешь?». А если не понимают, то почему не объяснишь? И тут, в большинстве случаев, начинаются туманные размышления о «работе с возражениями» и тому подобных тренерских штучках.

Теории, теории

Я люблю теоретиков. Не тех, которые пересказывают умные книжки. А тех, которые разрабатывают теории управления, логистики, финансов, производства. На их труде строится наша цивилизация. Они придумывают концепции. Разрабатывают сложные системы. Находят новые решения.

Но между ними и теми, кто занимается практической реализацией, должны быть те, кто знает и теорию и практику. Между архитектором и строителем всегда находится инженер. Человек, который умеет и концепцию понять и проблемы строителей решить.

Так почему же в бизнесе по-другому?

Как все испортить

Харизма! Способность убедить других!

Нет… я говорю не об описании «лидера» из фановых книжек. Я говорю о качествах, которые присущи многим, кто пришел в тренинговый бизнес. Уметь управлять не обязательно. Главное – уметь запарить мозг тому, кто принимает решения. И получить восторженные отзывы участников сразу после тренинга. Отзыв о том, что тренер – просто душка.

А вот получить отзыв через пару-тройку месяцев, да еще и имеющий реальные основания, например, ускорение корпоративных процедур или снижение затрат, может только практик.

Так что, соберетесь нанимать тренера для обучения руководителей – спросите его, кем он управлял и какие результаты получил. Спросите о том, как его люди реагировали на изменения. Спросите о том, трудно ли увольнять сотрудников. И о том, как он решал рабочие проблемы. И послушайте ответы. Иначе и разговаривать не стоит — вы только испортите отношение ваших руководителей к обучению.

 

Подписывайтесь на фейсбук Владимир ЗИМА


Владимир Зима
Владимир Зима
Действующий топ-менеджер, преподаватель

Комментарии: