Тренинг «Коммуникация в коллективе»
Обсуждение любых предложений – это процесс, который должен приводить к появлению новых решений или улучшению существующих. Но, к сожалению, часто он осложняется из-за того, что участники дискуссии, хотя и из самых лучших побуждений, нарушают очень простые правила конструктивной коммуникации. Недостаточно проработанные формулировки как самих предложений, так и замечаний при их обсуждении, зачастую приводят к переходу споров в эмоциональное русло. Из-за чего авторы идеи могут оказаться в ситуации противостояния с оппонентами, вместо того чтобы с помощью критики найти способы усилить свое предложение. Для того чтобы получить возможность осознанно управлять процессом общения с коллегами, на тренинге мы разберемся с причинами, побуждающими нас переходить в эмоциональное русло, поработаем над правилами деловой коммуникации и изучим инструмент конструктивного представления обратной связи.
- Факторы, облегчающие и затрудняющие обсуждение предложений (управление собственными эмоциями и речью):
— необъективные формы передачи мнения;
— коммуникации, приводящие к необъективному восприятию информации;
— распространенные фразы, вызывающие негативные эмоциональные реакции;
- Правила конструктивного обсуждения (управление эмоциями собеседника):
— целесообразность эмоциональных реакций с точки зрения эволюции человека;
— источники негативных эмоций и причины коммуникации, их вызывающей;
— формы коммуникации, снижающие эмоциональность восприятия предложений;
- Обратная связь, обсуждение предложений и выработка планов на основе предложений:
— логика деловой коммуникации;
— алгоритм построения конструктивной обратной связи;
— наиболее распространенные эмоциональные реакции на обратную связь и их сглаживание;
— формализация результатов обсуждения.
Детализация программы:
Раздел | Теоретическая база | Форма ведения раздела |
Факторы, облегчающие и затрудняющие обсуждение предложений (управление собственными эмоциями и речью)
|
||
— необъективные формы передачи мнения;
— коммуникации, приводящие к необъективному восприятию информации; — распространенные фразы, вызывающие негативные эмоциональные реакции; |
Модель мышления и людей интуитивного типа (по MBTI)
Основные коммуникативные ошибки людей интуитивного типа (сокращение изложения идеи до короткого тезиса, ложные предположения о знаниях и компетенциях второй стороны, категоричность)
Формулировки вопросов, вызывающие неконструктивную эмоциональную реакцию у собеседника (запрос на первоисточники, просьба подтверждения тезисов и т.п.). Правила формирования вопросов. |
Мини-лекция
Практическое задание по определению собственных ошибок при представлении своего мнения
Практическое задание по созданию шаблонных формулировок для уточнения вопросов |
Правила конструктивного обсуждения (управление эмоциями собеседника) | ||
— целесообразность эмоциональных реакций с точки зрения эволюции человека;
— источники негативных эмоций и причины коммуникации, их вызывающей; — формы коммуникации, снижающие эмоциональность восприятия предложений;
|
Биологические потребности мозга человека (по Савельеву) и их влияние на процесс коммуникации
Роли в общении на основе теории транзакций Э.Берна
|
Введение в раздел: мини-лекция об этике манипуляций в общении
Мини-лекция
Практическое задание на создание перечня распространенных эмоциональных высказываний, производимых из позиции родителя и ребенка
Практическое задание на снижение эмоциональности высказываний собеседника и переходу в конструктивное обсуждение |
Обратная связь, обсуждение предложений и выработка планов на основе предложений
|
||
— логика деловой коммуникации;
— алгоритм построения конструктивной обратной связи; — наиболее распространенные эмоциональные реакции на обратную связь и их сглаживание; — формализация результатов обсуждения;
|
Пирамидальная модель мыслительного процесса Цель-Принципы-Правила-Действия (источник: курс «Системное мышление»)
Алгоритм построения конструктивной обратной связи (источник: книга «Инструменты руководителя»)
Формализация решений по SMART Целесообразность, измеримость результатов (в особенности тех, которые не могут быть оцифрованы), анализ ресурсов, определение сроков (при необходимости) |
Мини-лекция «Цели обратной связи и алгоритм ее построения»
Практикум – короткие презентации в мини-группах и выдача обратной связи по алгоритму участниками группы
Мин-лекция: «Целесообразность формализации итогов обсуждений и форма фиксации»
|