Тренинг «Коммуникация в коллективе»

Тренинг «Коммуникация в коллективе»

Обсуждение любых предложений – это процесс, который должен приводить к появлению новых решений или улучшению существующих. Но, к сожалению, часто он осложняется из-за того, что участники дискуссии, хотя и из самых лучших побуждений, нарушают очень простые правила конструктивной коммуникации. Недостаточно проработанные формулировки как самих предложений, так и замечаний при их обсуждении, зачастую приводят к переходу споров в эмоциональное русло. Из-за чего авторы идеи могут оказаться в ситуации противостояния с оппонентами, вместо того чтобы с помощью критики найти способы усилить свое предложение. Для того чтобы получить возможность осознанно управлять процессом общения с коллегами, на тренинге мы разберемся с причинами, побуждающими нас переходить в эмоциональное русло, поработаем над правилами деловой коммуникации и изучим инструмент конструктивного представления обратной связи.

 

  1. Факторы, облегчающие и затрудняющие обсуждение предложений (управление собственными эмоциями и речью):

— необъективные формы передачи мнения;

— коммуникации, приводящие к необъективному восприятию информации;

— распространенные фразы, вызывающие негативные эмоциональные реакции;

 

  1. Правила конструктивного обсуждения (управление эмоциями собеседника):

— целесообразность эмоциональных реакций с точки зрения эволюции человека;

— источники негативных эмоций и причины коммуникации, их вызывающей;

— формы коммуникации, снижающие эмоциональность восприятия предложений;

 

  1. Обратная связь, обсуждение предложений и выработка планов на основе предложений:

— логика деловой коммуникации;

— алгоритм построения конструктивной обратной связи;

— наиболее распространенные эмоциональные реакции на обратную связь и их сглаживание;

— формализация результатов обсуждения.

Детализация программы:

 

Раздел Теоретическая база Форма ведения раздела
Факторы, облегчающие и затрудняющие обсуждение предложений (управление собственными эмоциями и речью)

 

— необъективные формы передачи мнения;

— коммуникации, приводящие к необъективному восприятию информации;

— распространенные фразы, вызывающие негативные эмоциональные реакции;

Модель мышления и людей интуитивного типа (по MBTI)

 

Основные коммуникативные ошибки людей интуитивного типа (сокращение изложения идеи до короткого тезиса, ложные предположения о знаниях и компетенциях второй стороны, категоричность)

 

Формулировки вопросов, вызывающие неконструктивную эмоциональную реакцию у собеседника (запрос на первоисточники, просьба подтверждения тезисов и т.п.). Правила формирования вопросов.

Мини-лекция

Практическое задание по определению собственных ошибок при представлении своего мнения

 

Практическое задание по созданию шаблонных формулировок для уточнения вопросов

Правила конструктивного обсуждения (управление эмоциями собеседника)
— целесообразность эмоциональных реакций с точки зрения эволюции человека;

— источники негативных эмоций и причины коммуникации, их вызывающей;

— формы коммуникации, снижающие эмоциональность восприятия предложений;

 

Биологические потребности мозга человека (по Савельеву) и их влияние на процесс коммуникации

 

Роли в общении на основе теории транзакций Э.Берна

 

 

Введение в раздел: мини-лекция об этике манипуляций в общении

 

Мини-лекция

 

Практическое задание на создание перечня распространенных эмоциональных высказываний, производимых из позиции родителя и ребенка

 

Практическое задание на снижение эмоциональности высказываний собеседника и переходу в конструктивное обсуждение

Обратная связь, обсуждение предложений и выработка планов на основе предложений

 

— логика деловой коммуникации;

— алгоритм построения конструктивной обратной связи;

— наиболее распространенные эмоциональные реакции на обратную связь и их сглаживание;

— формализация результатов обсуждения;

 

Пирамидальная модель мыслительного процесса Цель-Принципы-Правила-Действия (источник: курс «Системное мышление»)

 

Алгоритм построения конструктивной обратной связи (источник: книга «Инструменты руководителя»)

 

Формализация решений по SMART Целесообразность, измеримость результатов (в особенности тех, которые не могут быть оцифрованы), анализ ресурсов, определение сроков (при необходимости)

Мини-лекция «Цели обратной связи и алгоритм ее построения»

 

Практикум – короткие презентации в мини-группах и выдача обратной связи по алгоритму участниками группы

 

 

Мин-лекция: «Целесообразность формализации итогов обсуждений и форма фиксации»